ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
180 лет Гидрографической службе России16октября 2095 13 октября исполнилось 180 лет со дня образования Гидрографической службы ВМФ России Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной гидрографической службы Военно-морского флота России, было создано 13 октября 1827 года. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Г.А. Сарычев (1763-1831), выдающийся исследователь-океанограф, составитель многочисленных карт Берингова, Охотского и Балтийского морей. Огромный вклад в развитие гидрографической службы внесли Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн. Они в ХIХ веке впервые выполнили научные океанографические работы в открытом океане, параллельно были начаты регулярные гидрометеорологические наблюдения, которые впоследствии стали неотъемлемой частью всех гидрографических работ и экспедиционных исследований на военных кораблях и исследовательских судах. С этого времени начались работы гидрографической службы ВМФ по накоплению и осмыслению результатов океанографических наблюдений, составлению описаний гидрометеорологического режима морских акваторий. В советское время темпы работ по исследованию морских театров особенно заметно выросли за период с 1925 по 1940 год. Отчасти это было связано с созданием в 1923 году в Гидрографическом управлении Океанографического отдела, в обязанности которого вошли планирование и руководство океанографическими работами. Перед Великой Отечественной войной годовой объем океанографических работ превышал объем работ 1913 года в 15 раз. В результате этого к началу войны с Германией наши моря в основном были изучены в навигационно-гидрографическом отношении и покрыты навигационными морскими картами и лоциями. В послевоенное время, с расширением районов плавания военного, торгового и промыслового флотов, постепенно расширились и границы изучения Мирового океана. Океанографические работы стали носить комплексный характер, включали в себя гидрографические, геофизические, гидрофизические, аэрологические и метеорологические исследования и проводились в интересах решения широкого круга задач теоретического и военно-прикладного характера. В эти годы разрабатывались новые методы и средства изучения океана, вырос исследовательский флот Гидрографической службы ВМФ. Особую страницу в историю геофизических исследований Военно-морского флота вписали гидрографы Северной гидрографической и Тихоокеанской океанографической экспедиций в дальних океанских походах на подводных лодках. Для уточнения формы и размеров Земли требовалось проведение гравиметрических измерений на всей акватории Мирового океана. Если такие измерения с необходимой точностью и подробностью в Северном Ледовитом океане регулярно проводились уже с 1962 года, то для открытых удаленных районов Атлантического, Тихого и Индийского океанов требуемую точность гравиметрических измерений к тому времени можно было достичь только с помощью маятниковых наблюдений с подводных лодок. Осенью 1968 года дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота совершила длительное плавание в северной части Тихого океана. В ходе этого похода военными гидрографами были проведены маятниковые измерения в 80 пунктах по маршруту протяженностью около 10.000 миль. Был приобретен необходимый практический опыт, который успешно использовался в следующих походах. В 1969 году уже две дизельные подводные лодки (Северного и Тихоокеанского флотов) почти одновременно вышли в море. Их маршруты были проложены через Атлантический и Тихий океаны в Индийский. Гравиметрические партии в количестве 3-4 гидрографов на каждом корабле выполняли необходимые измерения. Сегодня в ведении Гидрографической службы ВМФ России находится около 10.000 объектов навигационного оборудования (в том числе маяки, знаки, буи, радионавигационные системы). В ее составе более сорока гидрографических и океанографических судов, десятки гидрографических катеров. Специалисты Гидрографической службы выполняют съемки рельефа дна, грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, осуществляют судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в Мировом океане. Суда и катера Гидрографической службы водоизмещением от 4 до 9.000 тонн готовы к выполнению работ по изучению любого района на морских просторах. В настоящее время гидрографическая служба решает целый ряд задач: обеспечение навигационной безопасности плавания, исследование океанов и морей для корректировки навигационных карт и лоций, гидрометеорологическое обеспечение флота, ремонт и техническое обслуживание морских средств навигации и океанографии. Существенной составляющей работы гидрографов флота является снабжение кораблей, судов, подразделений флота описательными материалами, картами, руководствами и пособиями. Многие выпускники Арктического факультета связали свою судьбу с Гидрографической службой Военно-морского флота. Поздравляем всех гидрографов с праздником!
Будь первым Вниз↓➝Войти |
Оформление подписки |