ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
О колледже Глазго16октября 2114 В начале октября 2017 года мне посчастливилось посетить морской факультет Колледжа города Глазго. В начале октября 2017 года мне посчастливилось посетить морской факультет Колледжа города Глазго. В этом Колледже под одной крышей объединены самые разные виды и уровни подготовки по почти восьмистам образовательных программ и курсам. Продолжительность обучения может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. Преимущественно в ней готовят для конкретных профессий, как связанных с получением определенного диплома о высшем образовании, так и без получения диплома. Подготовка моряков представляет относительно небольшую, но очень важную часть образовательной деятельности Колледжа. Глазго – морской город, у него славная история, связанная с судостроением и покорением морей. Можно назвать такие океанские пассажирские лайнеры, как «Квин Мери» и «Квин Елизабет» Из более чем 18 000 обучающихся (данные на конец сентября 2017 г.) примерно 3500 связаны с получением образования или прохождением отдельных курсов в соответствии с ПДНВ. В целом можно считать Колледж достаточно крупным центром подготовки плавсостава, хорошо зарекомендовавшим себя в морской отрасли. В 2015 году кампус Колледжа, в котором находится факультет (т.н. Riverside Campus) был полностью обновлен в здании, расположенном на берегу реки Клайд. К зданию непосредственно примыкает Центр морской подготовки (Marine Skills Centre), аналог нашего Центра по выживанию на море. В какой-то степени ситуация аналогичная нам с учетом реконструкции учебного городка Университета на Заневском проспекте, дом 5. Вскоре, верю, мы пройдем тот путь, который уже пройден в городском Колледже Глазго. Обживать обновленный кампус – весьма приятное, хотя и хлопотное занятие. Всё привычное, а в то же время все новое! Нельзя не отметить современную архитектуру зданий Колледжа, связанную с современными подходами к организации образования, развитием электронных образовательных технологий и необходимостью наличия тренажерного центра по выживанию на море в непосредственной близости от основного здания. Скоростные лифты используются для перемещения всех категорий людей в здании: студентов и курсантов, слушателей курсов, сотрудников и посетителей. Огромный стеклянный атриум высотой в 8 этажей обеспечивает достаточный свет как в аудиториях, так и в коридорах здания. В здании много различных аудиторий, как специализированных с тренажерами, так и общего назначения. Причем любая аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием, в ней приятно находиться и совместно трудиться. Нельзя не отметить и идеальную чистоту, поддерживаемую во всем здании, чистый свежий воздух внутри и множество светлых коридоров, рекреаций и других мест, где могут собираться студенты и курсанты. В отношении курения порядки здесь строгие: никакого курения в здании, системы противопожарной защиты сразу обнаружат малейшие признаки дыма. В этом смысле у нас порядки аналогичные. Образование плавсостава разбивается на 5 отдельных фаз: в Колледже или в море. Многие обучающиеся учатся за счет судоходных компаний, чьи интересы в этом качестве представляют в основном местные круинговые компании. Все обучающиеся, за обучение которых платит судоходная компания (или ее агенты), обязаны ходить в учебной время в форме судоходной компании-спонсора. Другая часть, называемая студентами, обучается за счет государства (Великобритании, или правительства Шотландии, или местных властей). Они используют различные схемы получения грантов государства. Кстати, я не случайно отметил, что есть в Колледже курсанты, а есть и студенты. Преподаватели факультета с удовольствием отметили, что у нас, в ГУМРФ, тоже курсанты ходят в форме. Эта часть морской культуры не должна исчезнуть, она формирует будущего офицера, руководителя, личность. Деканат морского факультета занимает значительные помещения на двух этажах (примерно по 1/3 этажа). Вход в эти помещения для обучающихся запрещен. Для обсуждения необходимых вопросов и решения любых текущих вопросов используются 2 приемные для встречи с администрацией факультета. Каждая образовательная программа имеет своего руководителя учебной программы, так называемого лидера, штатного сотрудника факультета, на которого возложена разработка и обновление образовательной программы и другие задачи. Также многие сотрудники деканата как и у нас ведут занятия, сочетая административные и учебные задачи. Отдельных кафедр в нашем понимании на факультете нет. Возглавляет факультет директор, доктор Никола Крауфорд. В ее подчинении находятся несколько человек, коммерческих директоров по направлениям образования (механики, судоводители и пр.), администраторы факультета и руководители учебных программ. Помещения, в которых сидят сотрудники, единые, без разделения перегородками. Создается единое рабочее пространство с оборудованными рабочими местами сотрудников. В здании морского факультета есть своя библиотека, по сути медиатека, с выходом во все основные электронные англоязычные библиотеки Великобритании и других стран. Бумажные книги доставляют на заказ из центрального здания, которое также находится в Глазго. Важно подчеркнуть, что управление образованием в Колледже основано на электронной образовательной среде и системе контроля и учета с базой данных. В целом электронная образовательная среда в Колледже составляет неотъемлемую часть как содержания, так и формы организации образования. Весь учет ведется только в электронной форме, включая учет посещаемости занятий, результаты промежуточной аттестации, выполнение текущих лабораторных и контрольных работ и проектов. В любой момент времени можно составить отчет по результатам успеваемости отдельного студента, учебной группы, либо изучения отдельной дисциплины. Каждый преподаватель начинает занятие с фиксации отсутствующих в компьютерной программе, что сразу сохраняется в общей базе данных. Существующая база данных позволяет авторизованному пользователю формировать индивидуальные и групповые расписания обучающимся, детально контролировать успеваемость и эффективность учебной работы практически на ежедневной основе. Аналогично создается и учитывается нагрузка преподавателей, занятость аудиторий, преподавателем вносятся замечания по техническому состоянию аудиторий и чистоте, по готовности оборудования для проведения специальных занятий. Технические службы получают сведения о недостатках немедленно. Не случайно несколько лет назад Колледж был избран компанией Стена и Правительством Анголы в качестве образца для создания нового колледжа для национальных судоходных компаний Анголы, включая подготовку кадров для работы на шельфе страны. Сами занятия длятся по одному астрономическому часу, бывает и несколько часов одного предмета подряд в один день. Расписание не сбалансировано по ежедневной продолжительности, например, в среду могут быть занятия с 10 до 13, а в четверг – с 9 до 17. Учебные группы в основном небольшие по 12 человек, так что преподаватель может поработать с каждым индивидуально. Вообще сами занятия проходят зачастую для старших курсов в форме свободного общения преподавателя со студентами. Еще каждому студенту выдается большая папка в которой содержится вся необходимая информация для решения задач и выполнения навигационных прокладок: таблицы приливов, выдержки из астрономического ежегодника, гидростатические кривые в таблицах, таблицы девиации, формуляры и т.д. – все, что необходимо для решения задач находится в одном месте. Наши курсанты, прошедшие ранее обучение на морском факультете Колледжа отмечали, что, в отличие от отечественной образовательной системы, обучение в Колледже сконцентрировано на разборе конкретных задач, которые могут встретиться на мостике. Если обратиться к современным тренажерам и иной технике, то следует сказать, что мы (ГУМРФ и Колледж) находимся на примерно одинаковом уровне. Практически все электронные тренажеры, установленные в Колледже, произведены компанией Транзас. Преподавателям эта техника нравится, а для нас одинаковые электронные тренажеры представляют базовую площадку для совместной деятельности в области образования. Руководству морского факультета была представлена презентация о нашем Университете, институте «Морская академия», институте ДПО, как наиболее близким по тематике участникам презентации. На представлении Университета и морской академии ГУМРФ присутствовали: д-р Nicola Crawford, директор морского факультета, Dleep Fotedar, коммерческий директор факультета, Angus Ferguson, руководитель программ по динамическому позиционированию и подготовке к Ворлд Скиллс, Nayyev Naqur, руководитель программ судоводителей, Chayoov Abbas, руководитель программ судомехаников, Asad Dilani руководитель международных образовательных программ и др. Представление нашего Университета вызвало большой интерес участников и многочисленные вопросы. В определенной степени они привело к обсуждению потенциальных направлений совместной деятельности. Среди возможных направлений взаимодействия можно выделить предложение факультета о совместной деятельности в области World Skills для морских профессий. Руководитель Колледжа, г-н Пол Литтл является представителем движения World Skills в Шотландии, а студенты регулярно участвуют в чемпионатах профессионального мастерства. Они однозначно планируют принять участие в чемпионате мира по системе Ворлд Скиллс в Казани в 2019 г. В данной области Колледж является одним из двух наиболее продвинутых учебных заведений Великобритании и лидером в Шотландии. В заключение хочется поблагодарить капитана Асада Гилани (Asad Gilani), руководителя учебных программ для иностранных студентов на морском факультете, благодаря которому удалось познакомиться с Колледжем, его преподавателями, особенностями организации подготовки плавсостава в Шотландии, а также адаптировать типовую программу к потребностям наших курсантов. Пожелаем же Егору Дряженкову и Артуру Шошину (факультет Навигации и связи, 4 курс) успехов в их стажировке в Колледже.
Будь первым Вниз↓➝Войти |
Оформление подписки |