Участники рабочей группы и сотрудники Международной организации труда
С 21 по 30 ноября 2016 г. в Международной организации труда проводилось трехстороннее совещание экспертов по безопасности и гигиене труда с целью завершения разработки переработанного Свода практических правил (Кодекса) по безопасности, охране и гигиене труда. В мероприятии принял участие директор института «Морская академия», эксперт МОТ Александр Петрович Горобцов.
Свод практических правил (Кодекс) по безопасности, охране и гигиене труда подготовлен с целью обновления существующего Кодекса и Кодекса «Безопасность и охрана труда и здоровья в порту» в связи с существенными изменениями в технологии портовых работ, появлением новых статистических данных в области охраны труда и производственной санитарии, а также развитии нормативной базы МОТ.
Документ объемом свыше 300 страниц, насыщенных техническими терминами и отсылками к ранее подготовленным международным нормам и рекомендациям, впечатляет своим охватом. От планирования развития морских и речных портов до контроля производственной гигиены на рабочих местах, от создания трехсторонних комитетов по безопасности в портах до технических требований к перегрузочному оборудованию – все это и многое другое можно будет найти в обновленном Кодексе.
По многим направлениям портовой деятельности уже применяются стандарты, разработанные объединениями работодателей, они учитывают значительные сдвиги, произошедшие в грузовых операциях в порту за последние годы. Наряду с классической техникой, привычной за последние 30-50 лет, появились автоматизированные грузовые терминалы, на которых присутствие человека ограничено операторскими рабочими местами. С другой стороны, автоматизация грузовых операций не способна полностью уберечь человека от потенциальных опасностей, исходящих от портовых технических устройств и систем, а иногда и от современного порта в целом. Вопросы экологической безопасности, сохранения здоровья работников порта также находились в поле зрения экспертов при обсуждении рекомендаций.
В совещании приняли участие представители 38 государств, включая делегацию Российской Федерации, представители работодателей и портовых рабочих, наблюдатели от UNCTAD, Европейской федерации операторов портов, Международной федерации транспортных рабочих. Руководителем делегации Российской Федерации был назначен доктор технических наук Константин Николаевич Тотрадзе, специалист в области охраны труда с многолетним опытом. В состав российской делегации от Росморречфлота вошел директор института «Морская академия», эксперт МОТ Александр Петрович Горобцов.
Участники российской делегации в перерыве заседания
Работа экспертной группы всегда строится на принципе паритета различных географических регионов.
В результате работы участниками был подготовлен проект пересмотренного Кодекса практических правил по безопасности, охране труда и здоровья в портах. Следует отметить, что целый ряд поправок был внесен в текст Кодекса на основе российских предложений.
Кодекс состоит из 13 глав и 10 приложений и содержит рекомендации по порядку обеспечения техники безопасности, производственной санитарии и гигиене труда портовых рабочих. К портовым рабочим Кодекс относит не только докеров, занятых непосредственными грузовыми операциями по погрузке или выгрузке судов, но и всех иных работников, занятых в порту. Правовую основу Кодекса составляет Конвенция Международной организации труда №152 по охране труда и производственной гигиене (портовые работы) и связанная с ней Рекомендация № 160.
Тематика вопросов Кодекса оказалась достаточно широкая и включила следующие главы:
- Введение с указанием цели Кодекса и значимости регулируемых вопросов, принципов обеспечения применения в национальном законодательстве.
- Основные принципы и определения, уровни ответственности, оценка риска и принципы предотвращения инцидентов, принципы создания системы управления техникой безопасности, производственной санитарией и гигиеной труда портовых рабочих, система сообщений и отчетов о результатах, расследование несчастных случаев, подбор кадров и обучение.
- Также рассмотрены общие принципы портового планирования и проектирования, включая организацию движения в порту, выделение участков обработки грузов, места доступа на судно, на терминалы и в здания порта, общее оборудование терминалов с учетом особенности обработки специализированных грузов. Также учтены железнодорожные пути и взаимодействие с железнодорожниками, работы на рейдах.
- Устройства и средства индивидуальной защиты.
- Подъемно-транспортное оборудование, устройства и снаряжение, а также основы безопасного использования данного оборудования.
- Охрана труда при проведении различных видов портовых операций, учитывая специализацию отдельных терминалов и участков порта.
- Особое внимание уделено операциям на рейдах, где подчеркнуто взаимодействие с экипажами судов.
- Охрана труда и здоровья при обработке опасных грузов.
- Оборудование портов для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников портов.
- Действия в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Обеспечение защиты окружающей среды.
- Роль и сфера ответственности комитета по безопасности, порядок формирования комитета по безопасности.
В приложения к Кодексу приведены расчетные и информационные материалы по проведению проверок, тестов, а также другие материалы справочного характера.
Особое внимание участников было уделено соответствию средств индивидуальной защиты портовых рабочих. По инициативе делегации России были включены особые требования к учету температурного режима при портовых работах, что опиралось на опыт российских портов. В положения о планировании портов добавились требования по учету международных требований Кодекса ОСПС ИМО и национальных требований по транспортной безопасности, учет требований ИМО в отношении организации взвешивания контейнеров и целый ряд других требований.
Титульный лист Кодекса
Рекомендации, включенные в Кодекс, заслуживают самого пристального внимания на национальном уровне в связи с тем, что они отражают современный уровень портового оборудования, системы взаимоотношений внутри порта как крупного хозяйственного организма, основаны на актуальных международных данных по охране труда.
Итоговый документ будет представлен для одобрения в Административный Совет МОТ весной 2017 года. После одобрения будут подготовлены переводы на все официальные языки Организации Объединенных Наций, включая русский. Этот документ станет хорошим подспорьем для внесения изменений и дополнений в российские стандарты и нормы в отношении охраны труда и производственной санитарии в порту. Для этого имеются все необходимые предпосылки: объективные изменения технологии обработки грузов в порту, создание специализированных портовых грузовых терминалов, статистика несчастных случаев при работах в порту, желание работодателей выйти на более высокие стандарты качества работы в порту и стремление профсоюзов повысить безопасность труда на каждом рабочем месте.
После прохождения процедуры одобрения Кодекса его можно будет скачать на нашем сайте. Все новости в этой области будут на регулярной основе размещаться на сайте института «Морская академия», который уже много лет сотрудничает с Отраслевым центром по охране труда на морском транспорте, действующем на базе ЗАО «ЦНИИМФ».