ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Поздравляем с Днем Радио — Новости и события

Поздравляем с Днем Радио

08мая
51

Поздравляем с Днем Радио

/
Поздравляем с Днем Радио
Поздравляем с Днем Радио

Сегодня, 7 мая – День радио. Поздравляем преподавателей, сотрудников, курсантов радиотехнической специальности факультета Навигации и связи Института «Морская академия», всех, кто имеет отношение к важнейшим профессиям, связанным с радио.

Работа современного судна без радиосвязи невозможна. И поэтому подготовка специалистов – радиотехников и радиоинженеров в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова с момента изобретения радио всегда была одним из важнейших направлений деятельности.

Макаровка и радио – эта неразрывная связь освящена взаимоотношениями выдающихся ученых - адмирала Степана Осиповича Макарова, имя которого носит наш университет, и изобретателя радио Александра Степановича Попова. В этом году исполнилось 120 лет с момента передачи первой в мире радиограммы на дальнее расстояние Утром 24 января 1900 г. начальник Главного морского штаба адмирал Ф.К. Авелан послал командиру «Ермака» М.П. Васильеву телеграмму: «Около Лавенсаари оторвало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Окажите немедленно содействие спасению этих людей. Авелан.» Эта-то телеграмма, поступившая из Петербурга в Котку, была 25 января передана по радио с Кутсало на Гогланд, на расстояние 43 верст. Она явилась первой радиограммой на дальнее расстояние.

В истории изобретения радио великим русским ученым А.С. Поповым имеется страница, освещающая исключительное внимание к этому событию Степана Осиповича Макарова — адмирала, выдающегося русского флотоводца и ученого, благороднейшего человека и патриота.

Свое сообщение «О возможности телеграфирования без проводов», сделанное в марте 1897 г. в Кронштадтском морском собрании, А.С. Попов заключил словами: «Сравнительные результаты и... история наших опытов... уже теперь позволяют мечтать о дальнейшем развитии этого дела и о практическом применении его в военно-морском и военном деле...» В этих словах, которыми великий русский изобретатель подчеркнул значение и перспективы применения своего изобретения для военных целей, открывается почва, на которой происходило сближение Макарова и Попова.

Все опыты 1898 г. Попов подчинил задаче добиться устранения задерживающего распространение радиоволн влияния судовых мачт, труб и прочих металлических деталей оснащения корабля. Кроме того, были проведены сравнительные испытания различных видов разрядника. В период с 21 августа по 3 сентября 1898 г. Было передано по радио 136 служебных телеграмм, не считая ежедневного обмена депешами для практики команды. Во время шторма 3 сентября радиотелеграф Попова, оставшийся единственным средством связи между судами эскадры, действовал совершенно безотказно.

Среди русских моряков, сразу оценивших изобретение Попова и его огромное значение для флота, первое место принадлежит адмиралу Макарову.

15 января 1900 г. построенный С.О. Макаровым ледокол «Ермак» вышел из Ревеля к Гогланду, имея на борту оборудование радиостанции и команду рабочих и телеграфистов. Во главе всех работ по устройству радиостанции на Гогланде стояли: капитан 2-го ранга Залевский и помощник Попова Рыбкин. На высоком утесе Гогланда был поставлен домик радиостанции и мачта. Все оборудование было окончено 24 января.

К этому времени сам А.С. Попов, руководивший оборудованием станции в Кутсало (возле Котки, на финляндском берегу), полностью окончил работы, и с 25 января была открыта двухсторонняя связь между Коткой и Гогландом. Накануне, вблизи острова Лавенсаари оторвало льдину с 50 рыбаками и унесло в море. Помощь рыбакам была своевременно оказана «Ермаком». Попов немедленно сообщил об этом в Кронштадт Макарову. Макаров ответил Попову замечательной телеграммой, в которой ясно видна гордость адмирала-патриота за великую победу, одержанную отечественной наукой, для торжества которой он сам сделал так много: «От имени всех Кронштадтских моряков,— писал Макаров Попову,— сердечно приветствую вас с блестящим успехом Вашего изобретения. Открытие беспроволочного телеграфного сообщения от Котки до Гогланда на расстоянии 43 верст есть крупнейшая научная победа. Макаров».

В письме С.О. Макарову 21 апреля 1900 г. А. С. Попов писал об этом случае применения своего изобретения для спасения людей: «Такой случай был большой наградой за труды и впечатление этих дней, вероятно, никогда не забудется» (С.О. Макаров. „Ермак" во льдах, СПБ, 1901).

Благодаря содействию адмирала А.С. Попову за его выдающееся изобретение была выделена премия - 33 тысячи рублей – огромные по тем временам деньги.

С.О. Макаров был первым из моряков, не только полностью оценившим научное и военное значение изобретения Попова, но и первым во весь голос заявившим о приоритете Попова в изобретении радио и горячо и открыто вставшим на защиту его приоритета.

В своей замечательной книге «Ермак во льдах», изданной в 1901 г., Макаров твердо защищает приоритет Попова и разоблачает неэтичные действия, которые предпринимались Маркони и дельцами из поддерживающих его крупных фирм.

Особенно интересным периодом, с точки зрения участия Макарова в работах Попова и борьбы адмирала за признание и широкое внедрение изобретения великого русского ученого, являются 1900—1903 гг., когда С.О. Макаров был Главным командиром Кронштадтского порта. Направивший всю свою деятельность на осуществление задачи всемерного повышения боеспособности русского флота, выдвинувший в предвидении приближающихся военных событий известный девиз «Помни войну!»,— Макаров постоянно обращал внимание на необходимость немедленного и широкого развития радиотелеграфного дела на флоте. Во вверенном ему Кронштадтском порту адмирал работал в этом направлении постоянно, стараясь создать для Попова возможно лучшие условия.

Макаров не прекращал своей борьбы за признание приоритета Попова. Прямота адмирала в этом вопросе не может не вызвать восхищения. В июле 1902 г. на Кронштадтском рейде бросил якорь итальянский крейсер «Карло-Альберто». Газета «Новости и биржевая газета» 2 июля сообщила: «Главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор вице-адмирал С.О. Макаров имел сегодня продолжительный разговор с итальянским изобретателем беспроволочного телеграфа Маркони... С.О. Макаров довел до сведения Маркони, что беспроволочный телеграф впервые был изобретен русским электротехником г. Поповым и применялся при снятии с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» между берегом и броненосцем» (Газета .Новости и биржевая газета", №. 179, 2 июля 1902.)

Голос Макарова потонул в коридорах и кабинетах Главного адмиралтейства. Но неутомимого адмирала это не могло охладить. Глубокое сознание своей правоты поддерживало его в борьбе, которую он не собирался прекращать.

В апреле 1903 г. Главный морской штаб вспомнил о радиотелеграфированпи на флоте и запросил Макарова о состоянии этого дела в Кронштадтском порту. Макаров напоминает о своем прошлогоднем докладе Морскому министерству, оставшемся бесплодным, и вновь повторяет: «...надо сознаться, что мы, инициаторы этого дела, теперь сильно в нем отстали... Надо широко организовать у себя разработку этого вопроса, приставив к нему наиболее талантливых людей» (Расхождение Макарова с Морским министерством по вопросам развития и усовершенствования радиотелеграфного дела на флоте не было частным моментом. Оно явилось одним из резких вопросов той принципиальной борьбы, которую вел Макаров, стремясь в ожидании надвигавшихся военных столкновений к всемерному повышению боеспособности русского флота. Когда в январе 1904 г. началась русско-японская война, Макаров обратился к Морскому техническому комитету с письмом, в котором требует немедленной установки радиостанций на всех миноносцах Тихоокеанского флота.

Через пять недель, 31 марта 1904 г. (по старому стилю), адмирал Макаров погиб в Порт-Артуре на броненосце «Петропавловск». Последующие события русско-японской войны, гибель 2-й Тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе, вскрыли всю слабость организации и использования радиосвязи в царском флоте, руководители которого не смогли по заслугам оценить значение великого изобретения Попова.

В истории жизни А.С. Попова, в истории радио, в истории русского флота борьба адмирала С.О. Макарова за широкое признание радиотелеграфа, за всемерное развертывание этого дела на флоте — факт огромного значения. Первым из русских моряков Макаров оценил великое изобретение Полова и начал борьбу за него. Это делает еще более дорогой для нас память о великом русском моряке-новаторе, неразрывно связанную с А.С. Поповым и его изобретением.

Отдел маркетинга и связей с общественностью

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...