ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
en 
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > О перспективах развития судоходства — Новости и события

О перспективах развития судоходства

10января
69

Вступил в свои законные права 2018 год

/
О перспективах развития судоходства
О перспективах развития судоходства

Вступил в свои законные права 2018 год и начало нового года предоставляет хорошую возможность порассуждать о том, в каком направлении движется судоходство, как будет развиваться морское законодательство – двигатель изменений всех последних лет, что принципиально нового может добавиться в наш профессиональный обиход в ближайшие годы.

На эту тему пишут статьи профессиональные футурологи, руководители Международной морской организации, представители национальных администраций, классификационных обществ, исследователи, ученые. Можно однозначно отметить, что мы уверенно входим в очередную технологическую революцию, означающую многочисленные изменения в содержании работы судовых экипажей.

Нам, в Морской академии, это безусловно интересно. Мы готовим будущее российского торгового флота, которому работать в ближайшие десятилетия в Мировом океане, на наших внутренних водных путях, а, следовательно, мы должны понимать перспективы развития профессии, адаптировать подготовку курсантов и студентов под реалии нового времени.

В Российской Федерации развернута Национальная технологическая инициатива (НТИ), в рамках которой отдельное направление (так называемая «Дорожная карта» по направлению «МариНет») выделено для обеспечения координации действий органов исполнительной власти, государственных и частных компаний, общественных организаций по реализации инициатив, направленных на формирование лидерских позиций российского бизнеса на перспективных технологических рынках глобальной морской отрасли.

Современные технологии проникают практически во все сферы человеческой деятельности. Назовем наиболее известные, ставшие основой для работы НТИ: обработка больших данных, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии и технологии виртуальной и дополненной реальностей. Эти технологические изменения приведут не только к новому способу выполнения какой-либо профессиональной задачи (перевозки пассажиров, например), но и к изменению самого бизнеса, создадут новые потребности и ожидания людей. При этом все большее внимание уделяется защите окружающей среды и обеспечению безопасности человека.

Одним из приоритетных рыночных сегментов Дорожной карты НТИ «МариНет» определена е-Навигация (е-Навигация - цифровая навигация, e-Navigation). Успехи российских компаний, уровень координации Морской администрации России, других органов исполнительной власти, бизнес-структур, науки и образования позволяют надеяться на достижение реальных результатов, создания прорывных технологий в судоходстве.

Согласно данным исследования Forbes Insights и Hitachi, в котором приняли участие 573 представителя высшего руководства компаний из разных стран мира, преобразование бизнеса с использованием цифровых технологий –наиболее приоритетная задача в стратегических планах предприятий. Компании, уделявшие во время последнего кризиса (по данным исследователей Университета Майами совместно с Forbes Insights) приоритетное внимание расходованию средств на новые технологии, впоследствии получили финансовые результаты выше среднего уровня. Причем наиболее высокий рост обеспечили компании, находящиеся в Азиатско-Тихоокеанском регионе1.

Реализация проектов в рамках приоритетных рыночных сегментов «МариНет» не только позволит российским компаниям занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и обеспечит России ведущую роль в глобальном процессе формирования информационной среды и стандартов е-Навигации.

Все экономические прогнозы говорят об увеличении объемов мировой торговли, для которой потребуются суда. Увеличится число судов, в определенной степени увеличатся размеры судов и их пригодность для определенных перевозок, а также радикально поменяется «внутренняя начинка» судов. Конечно, останутся и традиционные суда, будут по-прежнему работать суда, построенные задолго до 2018 года, но не они будут определять облик судоходства, не они будут определять «правила игры» и, соответственно, не они будут получать основные доходы.

Ближайшие 20 лет станут периодом преобразований. Какие изменения можно назвать уже сегодня? Какие нормативные требования будут формировать облик судов и судоходного бизнеса ближайшего будущего?

Наверное, не будет ошибкой назвать переход к цифровым технологиям в широком смысле этого понятия одним из ключевых направлений развития. Дело не просто в создании новых устройств или компьютеризации решения известных производственных задач, вопрос намного шире. Можно условно отметить такую черту любого прибора, оборудования, системы или установки будущего, как фиксацию любого события или действия с привязкой к времени и пространственным координатам, наличие устройств для хранения и для обмена большими массивами данных, связь устройств между собой для выработки дополнительных параметров и связь с береговыми устройствами для принятия решений или автоматической отчетности. Если сейчас служба управления движением судов с берега может указать или рекомендовать курс судну, то в ближайшем будущем придут указания по режиму работу главного двигателя, дизель-генераторов и т.п.

Перспективы появления невиданных ранее массивов информации, регулярные передачи данных во внешнюю для судна среду и получение различных сведений извне ставит на одно из первых мест задачу обеспечения кибербезопасности. Мы уже знакомы с проблемами вирусных атак, действий хакеров, массовых рассылок спама, фишинга в сети и т.п. Все это может появиться в компьютерах, управляющих судном, его движением, работой энергетической установки, экологических систем, систем обработки груза и др. Так, в июне 2017 года кибератака с помощью вируса NotPetya поразила крупнейшего контейнерного перевозчика Maersk Line, контейнерные терминалы APM Terminals и Damco. Оценка ущерба составила около 300 миллионов долларов США. Уже были замечены попытки наркодилеров использовать компьютерные сети портов и данные АИС для своих преступных целей.

Другая сторона – надежность компьютеров и их комплектующих, связанная с работой в весьма сложных условиях температурных аномалий, вибрации, электромагнитного излучения, механических воздействий и т.п. В условиях судна выход из строя какого-нибудь тач-скрина, с помощью которого управляется ответственный агрегат, может означать не просто убытки, а опасность, которой в результате подвергнется судно, экипаж, пассажиры и груз.

Все эти новинки способны привести к фундаментальным преобразованиям в работе судна, в построении судоходного бизнеса, во взаимодействии с клиентами и потребителями транспортных услуг. То, что мы наблюдаем в заказе такси (Убер, Яндекс-такси и др.) постепенно приходит в судоходный бизнес. Для судов рост количества автоматических устройств означает появление полностью автономных или практически безэкипажных судов. Можно бесконечно обсуждать сейчас перспективы этого направления, но похоже, что реальность опережает наши обсуждения. Международная морская организация уже сейчас внесла вопросы регулирования особенностей автономных судов в свою повестку дня. Если сегодня мы не установим правила, по которым будут существовать автономные суда, то аварии будущего могут стать еще более серьезными и опасными для человечества.

Конечно, до полной автономности судов еще достаточно далеко, однако уже сейчас безэкипажные суда способны выполнять (а в ряде случаев уже выполняют) важные дополнительные функции от доставки малых партий груза, до гидрографической съемки на малых глубинах, от несения вахты безопасности в районах добычи энергоносителей, до контроля состояния подводных трубопроводов.

Проникновение компьютерных, цифровых технологий в глубины традиционных морских профессий: от судоводителя до судового механика, обязывает нас не просто следить за перспективными разработками в судовом оборудовании и судостроении, но и постепенно адаптировать образовательные программы к потребностям ближайшего будущего. Хочется надеяться, что в этом году после шестилетней работы будут утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты по основным специальностям подготовки членов экипажей судов. В них появится возможность учесть те достижения в области цифровых технологий, которые уже приходят в судоходство.


1 Как добиться успеха в преобразовании бизнеса с помощью цифровых технологий - www.forbes.com/forbesinsights

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...