ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
en 
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Об институте > Традиции и инновации — Структура
Традиции и инновации

Традиции и инновации

Прославленный адмирал русского флота Степан Осипович Макаров, характеризуя выпускников первого морского учебного заведения в Санкт-Петербурге, писал: «Я лично видел на работе бывших учеников мореходных классов… Не могу сказать о них ничего, кроме высокой похвалы». Ёмкая и точная характеристика не утратила актуальности, ведь сегодня, как и прежде, выпускников «Морской академии» отличает высокий уровень профессиональной подготовки, предполагающий владение общетеоретическими и прикладными аспектами морской деятельности, развитые волевые качества, необходимые для жизни и работы в сложных климатических условиях, позволяющие стойко переносить отрыв от привычной среды, а также общегуманитарное развитие, формирующее личность, интегрированную в международное профессиональное сообщество.

«Многие наши выпускники работают на судах с иностранными флагами, в многонациональных экипажах, – комментирует директор «Морской академии» Александр Горобцов, – поэтому в учебном процессе мы уделяем большое внимание не только изучению международного «морского» языка, английского, но и умению жить в коллективе, выполнять обязанности дежурно-вахтенной службы, идеям патриотизма».

С момента открытия по указу императора Александра II в 1876 году при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе первых мореходных классов международная и воспитательная деятельность стали важным звеном учебного процесса наряду с навигацией, устройством судна, организацией вахтенной службы на судне и плавательной практикой. Преподаватели не раз подчеркивали важную роль иностранных языков в практической деятельности будущих мореплавателей, поэтому в обязательную программу входило изучение языков ведущих мировых держав – английского, немецкого и французского. Большое значение уделялось и духовно-патриотическому воспитанию курсантов. До 1917 года учебный год открывался и закрывался торжественным молебном, а в курсе учебных дисциплин неизменно присутствовало «Слово божие». После революционных событий ответственность за нравственное воспитание будущих моряков приняла советская идеология. При этом традиции, укрепляющие командный дух курсантов (посвящение в курсанты, торжественный выпуск, широкие гуляния в честь морских праздников, чествование отличников учебы), сохранились до сегодняшнего дня, оказавшись неподвластными ни времени, ни идеологическим системам.

Почти за 140-летнюю историю гражданское морское образование в Санкт-Петербурге претерпело множество изменений, связанных с реорганизацией структуры, сменой названий учебных заведений, идеологической, политической и экономической переориентацией государства, но три составляющих: развитие профессиональных компетенций, патриотическое воспитание и гармоничное развитие личности курсантов всегда обеспечивало единство образовательного процесса.

Еще на заседании городской управы 16 мая 1906 года говорилось, что «учебная часть в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания поставлена так, как ни в одном из однородных с ним учебных заведениях России, потому что к его деятельности привлечены лучшие педагогические силы по морской специальности». В разные годы в учебных заведениях, являвшихся предшественниками современной «Морской академии», работали такие выдающиеся ученые и общественные деятели, как председатель Русского географического общества Ю.М. Шокальский, академик А.Н. Крылов, исследователь Арктики, инженер-вице-адмирал Н.Н. Матусевич, инженер-контр-адмирал Б.П. Хлюстин, инженер-контр-адмирал Б.И. Кудревич, инженер-капитан 1 ранга Н.Ю. Рыбалтовский и др.

Сложившийся высокопрофессиональный педагогический коллектив, состоявший из ведущих ученых, наилучшим образом соответствовал миссии морского образования в России – подготовке высококвалифицированных специалистов плавсостава морского и речного транспорта, сферы управления морской деятельностью в целях решения стратегических задач государства по освоению и эффективному использованию пространств и ресурсов Мирового океана.

Для решения этих амбициозных задач в учебном процессе сегодня, как и в прежние годы, применяются самые передовые технологии. Уже к началу XX века для нужд учебного заведения были открыты и оборудованы учебные лаборатории, цеха для занятий по механике судов, выделены учебные суда. Сегодня институт «Морская академия» располагает материально-технической базой в виде специализированных компьютерных классов, оснащенных современным мультимедийным оборудованием, учебных лабораторий для проведения практических занятий, ресурсов электронного и дистанционного обучения.

Занятия в Морском учебно-тренажерном центре являются составной частью обучения курсантов и способствуют приобретению ими навыков работы с самым современным оборудованием.

Важнейшей составляющей учебного процесса остается плавательная практика курсантов, для осуществления которой используется победитель многочисленных международных регат парусник «Мир», а также суда стратегических партнеров института: группы компаний Совкомфлот, Мурманского морского пароходства, Северного морского пароходства, Северо-Западного пароходства, Росморпорта, Атомфлота, Норильского никеля, группы компаний Stena, Dynagas и др.

Группа компаний Совкомфлот, Газпром Маркетинг и Трейдинг, Роснефть, Лукойл, Газпром нефть шельф и др. стали стратегическими партнерами института «Морская академия», совместно с которыми сегодня осуществляется целый ряд образовательных и исследовательских проектов.

Еще в начале XX в. преподавателями мореходных классов были разработаны принципы прохождения практики на судах, предполагающие выполнение курсантами не только обязанностей по несению службы на судне, но и занятия по самоподготовке, самообразованию и саморазвитию. Формой самоконтроля учащегося служил журнал-дневник, который по возвращении с практики курсант сдавал лично начальнику учебного заведения.

«Значение плавательной практики для подготовки специалиста водного транспорта трудно переоценить, – говорит директор института «Морская академия» Александр Горобцов, – ведь для многих курсантов это не просто увлекательная часть учебного процесса, приключение, но путевка в жизнь! Судоходные компании внимательно следят за успехами наших выпускников, внедряют целевые программы поддержки курсантов. Недавно мы подписали несколько соглашений с крупными нефтегазовыми компаниями о подготовке специалистов. Все это свидетельствует о том, что наши выпускники востребованы, а «Морская академия» стала брендом морского образования в России».

За шесть с половиной десятилетий, с марта 1949 года, когда Высшему арктическому морскому училищу было присвоено имя адмирала Степана Осиповича Макарова, в морском образовании сложился бренд «Макаровка», отличительными чертами которого стало высокое качество специализированного технического образования, установка на гуманистические ценности и патриотизм, верность морским традициям.

Диалектическое сочетание традиций и инноваций определяет сегодня развитие института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова.