ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
en 
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Перспективы использования плавучих электростанций — Новости и события

Перспективы использования плавучих электростанций

13ноября
135

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» разрабатывает плавучие атомные электростанции, предназначенные для арктических районов

/
Перспективы использования плавучих электростанций
Перспективы использования плавучих электростанций

Россия

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» разрабатывает плавучие атомные электростанции, предназначенные для арктических районов. Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) оснащена двумя судовыми реакторами типа КЛТ-40С. Аналогичные реакторные установки имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах. Электрическая мощность станции составит 70 МВт.

1

Плавучий энергоблок длиной 144 метра сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Согласно проекту, перегрузка топлива будет производиться раз в три года, для этого станция будет буксироваться на завод-изготовитель. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. Физический пуск энергоблока планируется осуществить в 2019 году. Планируется, что «Академик Ломоносов» заменит выводимую в 2019-2021 гг. из эксплуатации Билибинскую АЭС. Новое судно производит достаточную мощность тепла и света для города с населением 100 000 человек. Он может использоваться также в качестве установки для опреснения воды и имеет ожидаемый срок службы 40 лет.

КЛТ-40С — это ледокольный реактор КЛТ-40 «ОКБМ Африкантов», модернизированный так, чтобы электроэнергия выдавалась не на судовой двигатель, а во внешнюю потребительскую сеть. На ПАТЭС «Михаил Ломоносов» – 2 реактора, выдающих по 35 МВт электрической мощности, при этом они способны производить 240 тонн пара температурой 290 градусов. Технология КЛТ-40 отработана на двух атомных ледоколах («Таймыр» и «Вайгач») и атомном лихтеровозе «Севморпуть», за всё время эксплуатации которых не зафиксировано ни одной проблемы с реакторами. Изготовление «под ключ», действующая схема кооперации всех участников производства, автономность, надежность, безопасность, компактность, сокращение сроков, два плановых ремонта на 40 лет плановой эксплуатации — все это исключительно сильные стороны оборудования. Реакторы, установленные на ПАТЭС «Михаил Ломоносов» – головные, поэтому, как только они станут серийными, стоимость понизится и весьма существенно.

Китай

Наши соседи также оценили потенциальные преимущества мобильных атомных электростанций. Консорциум китайских организаций под руководством государственной китайской Национальной атомной энергетической компании создан для разработки и производства небольших плавучих атомных электростанций.

Новое предприятие получит финансирование в размере 150 миллионов долларов и будет включать в себя предприятия Zhejiang Zheneng Electric Power, Shanghai Guosheng Group, Shanghai Jiangnan Shipyard Group и Shanghai Electric Group.

Плавучие суда-электростанции смогут напарвиться туда, где они нужны, и использоваться, например, для эксплуатации буровых платформ на морских нефтегазовых месторождениях, для обеспечения энергетики объектов на отдаленных островах Южно-Китайского моря, для удовлетворения потребностей в отоплении и опреснении или в качестве двигателя для мощных атомных ледоколов.

Плавучие реакторы могут также экспортироваться в страны с большим населением, но с ограниченными энергоресурсами, включая страны, участвующие в Инициативах КНР «Шелковый Путь» и «Один пояс – один путь», включая Пакистан, Бангладеш и Мьянму.

Используемая технология может включать высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы, которые Китай совместно разрабатывает с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Известны планы по строительству 20 плавучих атомных электростанций.

Некоторые эксперты считают, что развитие ядерной энергетики станет важной составляющей будущего энергетического сектора Китая, поскольку средняя глобальная доля электроэнергии, вырабатываемой ядерной энергией, составляет 11 процентов, а в Китае – всего три процента.

В 2017 году в Китае насчитывается 37 наземных ядерных реакторов мощностью 32,4 ГВт и 20 реакторов находится в стадии строительства суммарной мощностью 20,5 ГВт.

Япония

Японское правительство изучает идею обеспечения электроэнергией о-вов Индонезии при помощи плавучих электростанций, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Эта концепция может привести к созданию первого полномасштабного использования СПГ для выработки электроэнергии в море. Сжиженный газ будет доставляться с прибрежных морских терминалов СПГ в Индонезии танкерами-газовозами, оснащенными турбинами для выработки электроэнергии и емкостями для хранения СПГ.

2

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии считает, что сильной стороной этой идеи является потенциал быстрого развертывания, и надеется на заинтересованность со стороны других азиатских стран. Японская Chiyoda Corporation, занятая в инфраструктурных проектах СПГ, объявила о получении принципиального одобрения от классификационного общества ABS на строительство нового уникального класса судов – плавучей электростанции, работающей на СПГ.

Новый дизайн будет использовать действующие суда, так как Chiyoda Corporation предлагает преобразовать избыточный тоннаж газовозов СПГ в плавучие электрогенерирующие станции мощностью от 70 до 400 МВт. На берег электричество будет передаваться с помощью мощных силовых кабелей. Кроме того, о разработке судна-электростанции, использующего СПГ в качестве топлива для выработки электроэнергии, объявила и японская компания Modec. Плавучие установки с функцией хранения и регазификации (FSRU) появились на рынке в начале этого года.

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...