ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Легенды капитанских мостиков — Новости и события

Легенды капитанских мостиков

30августа
3340

Легенды капитанских мостиков

/
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков
Легенды капитанских мостиков

О тех, кто часто шел на риск, вырываясь из ледового плена

О тех, кто часто шел на риск, вырываясь из ледового плена

Капитаны судов ледового плавания во все времена относились к элите флота. Это связано с условиями, в которых им приходится работать, важностью выполняемых задач, огромной ответственностью. Ледоколы и, соответственно, их капитаны всегда были немногочисленны, и увековечения памяти достоин практически каждый из них.

Пожалуй, первый в этом ряду – прославленный капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин» Борис Соколов. Сын столяра из Костромской области, выпускник судоводительского факультета Ленинградского высшего арктического морского училища имени С.О.Макарова, он связал свою жизнь с ледокольным флотом и Арктикой. Начиная с 1951 года Борис Макарович прошел хорошую школу на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков». Ледокол «Ленин» возглавил 4 ноября 1961 года, когда ему было 35 лет. Он бессменно возглавлял экипаж атомохода почти сорок лет. В арктическом флоте страны нет другого капитана, который бы столь продолжительное время трудился на одном судне и был так ему предан. На долю Соколова выпали десятки сложнейших судоходных операций во льдах, осуществляющихся в ходе экспериментальных по своей сути плаваний. В 1981 году он стал Героем Социалистического Труда. Накопив уникальный опыт арктического мореплавания, Соколов щедро делился им со своими коллегами, воспитав не одно поколение судоводителей-ледокольщиков.

Капитан Б.М. Соколов

Капитан Б.М. Соколов

Его глубочайшая преданность родному ледоколу, атомному флоту проявилась в его неустанных подвижнических усилиях по сохранению «Ленина» как памятника отечественной и мировой истории и культуры. Во многом именно благодаря ему первенец гражданского флота не был разрезан «на иголки» в лихие 90-е, а в 2000-х занял достойное место на вечной стоянке у морского вокзала Мурманска. Жаль только, что этого не увидел сам Борис Макарович. Он скончался в 2001 году.

Имя капитана легендарного атомохода «Арктика» Юрия Кучиева, без преувеличения, знал весь Советский Союз. Именно под началом Юрия Сергеевича ледоход стал первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Тот поход по маршруту Мурманск-Северный полюс-Мурманск с экипажем из 171 человека и 36 членов экспедиции занял 13 суток. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 – во льдах. На 88-й параллели встретился очень прочный многолетний лед («канадец»), в результате чего скорость резко уменьшилась. В 37 милях от Северного полюса ледяной покров сомкнулся в мощный многолетний панцирь толщиной 3-4 м на ровных участках.

После 15-часовой стоянки на «вершине Земли» ледокол начал пробиваться на кромку чистой воды по новому маршруту.

Это произошло в 4 часа утра 17 августа 1977 года. И хотя «Арктика», используя данные ледовой разведки, старалась обходить наиболее мощные ледовые преграды, ей неоднократно пришлось испытывать трудности. Это были очень напряженные моменты, требующие слаженности, высокого профессионализма от всего экипажа. Наиболее напряженными были последние несколько дней. Как отмечали члены экспедиции, они чувствовали себя как в камнедробилке, так как в тяжелых льдах судно продвигалось вперед ударами: взад-вперед, взад-вперед.

Капитан Ю.С. Кучиев

Капитан Ю.С. Кучиев

«Плавание во льдах – это вечный риск, - писал Юрий Кучиев. –Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу, примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось…».

Вообще-то идея достигнуть Северного полюса возникла, конечно, до появления ледокола «Арктика». Об этом мечтал еще Степан Макаров, когда под его руководством в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак». Адмирал даже лозунг кинул: «К полюсу напролом!». Тогда было задумано строительство двух таких ледоколов: если один сломается, другой его подстрахует. Но в силу развития техники судостроения на тот момент невозможно было построить ледокол достаточной мощности, чтобы он свободно ходил во льдах. О походе на Северный полюс мечтал капитан ледокола «Ленин» Борис Соколов, но такую задачу перед ним не ставили…

Команду «Арктики» на родине встречали как героев, а Юрия Кучиева сравнивали с Гагариным. До этого события, принесшего ему мировую славу, Кучиев прошел длинный путь. Уроженец маленького селения в Северной Осетии, он мечтал о карьере летчика, но судьба готовила его стать первопроходцем арктических морей. За две недели до начала Великой Отечественной войны он стал матросом на буксире «Василий Молоков» в порту Диксон. И с того времени три десятилетия работал на судах арктического флота, сначала штурманом, потом дублером капитана и капитаном, в том числе на первом атомном ледоколе «Ленин». В 1971 году на Балтийском заводе в Ленинграде был заложен атомоход «Арктика». В 1975-м судно вступило в строй. Кучиев, встав на капитанский мостик, сформировал слаженную команду.

В начале 2008 года в ходе экспедиции атомного ледокола «Ямал» был открыт остров в юго-западной части архипелага Земля Франца-Иосифа. Решением Архангельского областного собрания остров был назван в память о капитане, который первым достиг Северного полюса, - остров Кучиева.

На вахте ледокола «Арктика», который впервые в истории достиг Северного полюса, был Анатолий Ламехов. Позднее был дублером капитана «Арктики», а в 1986 году взошел на капитанский мостик атомохода «Россия». За первые два года ледокол преодолел около 90 тыс.миль в сложных ледовых условиях, самостоятельно и совместно с другими ледоколами провел около 400 судов с важными грузами для районов Крайнего Севера и продукцией Норильского горно-металлургического комбината. Одной из наиболее значимых ледовых операций за это время стала эвакуация дрейфовавшей у берегов Гренландии станции «Северный полюс-28» в январе 1989 года. В 1993 году совершил сверхранний арктический рейс на трассе Северного морского пути, а в 1994-м в Чукотском море едва не произошла катастрофа, и ледокол Ламехова также стал главным в спасательной операции. И тоже всех спас. И премьер Виктор Черномырдин вручил Анатолию Александровичу орден «За заслуги перед Отечеством». Впрочем, он не раз был главным действующим лицом в тех операциях, где на кону стояла судьба даже не сотен членов экипажей десятков транспортных судов, зажатых во льдах, а тысяч северян, которые ждали поставок грузов и топлива для суровой и длительной зимовки в городах и поселках арктического побережья.

Капитан А.А. Ламехов

Капитан А.А. Ламехов

Капитан Ламехов командовал атомоходом 13 лет. Как Борис Соколов и Юрий Кучиев, Анатолий Ламехов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Высокими наградами отмечен путь и Александра Николаевича Баринова, который 28 лет проработал на ледоколе «Арктика», где и стал капитаном, потом три года – на ледоколе «Россия», тоже капитаном. Сегодня он – капитан ледокола «Ленин», который постепенно становится Арктическим выставочным центром после его постановки к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска.

Капитан А.Н. Баринов

Капитан А.Н. Баринов

Морская биография капитана атомохода «50 лет Победы» Валентина Сергеевича Давыдянца тоже связана не с одним ледоколом. Он служит на ледоколах уже почти 40 лет – на «Ленине», «Сибири», 20 лет – на «России»… «У меня насыщенная жизнь, - говорит он. – Историй много. В 1983 году сложилась аномально сложная навигация, льды раздавили теплоход «Нина Сагайдак», и весь ледокольный флот СССР выводил из восточного сектора Арктики на запад зажатые суда. Я тоже там работал, сжатия были сильнейшие, канадский пак – очень толстый, трудный и опасный лед. Мы спасли тьму пароходов, у которых не было карт на западный сектор Арктики, они затем вокруг земного шара вернулись к себе на Дальний Восток».

Капитан В.С. Давыдянц

Капитан В.С. Давыдянц

Половину жизни Валентин Давыдянц провел в холодной темноте полярных ночей при свете прожекторов, выискивая на пути корабля слабости ледяной стихии: трещины, полыньи. «Как же я люблю свою работу! – улыбается он. – Пейзаж каждую минуту меняется, не просто лед, лед, лед, а все в движении».

Владимир ГОНДУСОВ

По материалам газеты «Транспорт России»

13-19 августа 2018 года, с.8

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...