ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
en 
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений! — Новости и события

Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!

14мая
25

Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!

/
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок: полвека успехов и достижений!

В 1968 г. в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова – одном из исторических предшественников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова молодой доктор технических наук Владимир Иосифович Енин инициировал создание кафедры «Судовые котельные установки» путем разделения кафедры, которую возглавлял профессор В.А. Семека. Штат кафедры формировался с учетом читаемых дисциплин – «Судовые котельные и паропроизводящие установки», «Судовые вспомогательные механизмы», «Судовые холодильные установки», «Охрана труда» и «Судовые энергетические установки». Хорошо пополнился научно-педагогический коллектив кафедры с приходом из ВВМУ им. Дзержинского доцента В.А. Донбика, из ЦНИИМФ доцентов Б.С. Карандашова и Н.И. Денисенко. Первым заведующим лабораторией был назначен И.И. Костылев, окончивший в 1968 году СМФ ЛВИМУ.

Сразу после создания кафедры главной задачей стало формирование методической и лабораторной базы. Помещение бывшей котельной с двумя котлами было перестроено, и созданы три самостоятельные лаборатории – судовых котельных установок, вспомогательных механизмов и холодильных установок. В этой работе активно участвовали все преподаватели. Доцент В.А. Донбик подготовил проект и руководил созданием установок с реальными насосами, работающими и в настоящее время. При активном участии профессора Н.И. Денисенко изготовлены мнемосхемы, отражающие рабочие процессы котлов, стенд с обслуживающими системами и макет вспомогательного котла. Доцент Н.В. Ладин модернизировал лабораторию холодильных установок, установил реальный агрегат рефрижераторного контейнера. Все основные монтажные работы выполняли лаборанты кафедры под руководством начальников лабораторий И.И. Костылева и В.Я. Кончарова. Доцент Б.С. Карандашов подготовил методическую литературу по современным топочным устройствам котлов и руководил созданием специализированного тренажера с реальными действующими форсунками «Монарх» и «Ойлон». В последние годы совершенствованием лабораторной базы занимаются зав. лабораторией С.В. Куколев и лаборант В.Ю. Гилецкий. Кураторами этой работы являются ведущие преподаватели по соответствующим дисциплинам.

С 1969 года кроме учебной деятельности была организована научная работа, которая базировалась на проблематике, согласованной и востребованной Российским морским регистром, ЦНИИМФ, ЛЦПКБ, БЦКБ, СКБК Балтийского завода и непосредственно морскими пароходствами (Балтийское, Латвийское, Мурманское, Северное). На кафедре существовала научная группа, проходила подготовка аспирантов. Активно начинали научную карьеру аспиранты Т.М. Ефимов, В.И. Золотухин, В.С. Степанов, С.Е. Калинин.

Проблемы в период экономических реформ 90-х годов ХХ века «вытолкнули» молодежь в производственную сферу, что было необходимо для элементарного поддержания семейного бюджета. В последующем они стали старшими механиками и руководителями в береговых предприятиях. Научное направление кафедры многие годы было посвящено совершенствованию технической эксплуатации судовых механиков – от систем до главных двигателей. Доцент В.А. Донбик занимался проблемами перевозки нефти, поиском наиболее эффективных способов мойки танков. Выбору оптимальных параметров вспомогательных котлов и алгоритмов подогрева груза, составу котельных установок были посвящены работы профессора И.И. Костылева. Ряд публикаций в формате статей, учебных пособий и монографий подготовлены профессором Н.М. Подволоцким. Введение новых требований ИМО в виде Кодексов и резолюций изучается, обсуждается на кафедре, по этому направлению подготовлены учебные пособия. Профессор Н.М. Подволоцкий детально проработал Конвенцию по обработке балластных вод, участвовал в международных конференциях по вопросам внедрения этой конвенции. Кроме курсов СКУ и СВМ Кодексы по СПГ нашли отражение в специализированных дисциплинах по эксплуатации химовозов и газовозов, по применению сжиженного газа в качестве топлива на судах.

Методическая работа кафедры получила положительный импульс с приходом в состав ППС профессора Б.И. Олейникова, который имеет 20-летний опыт работы ректором родственного вуза рыбопромысловой отрасли. Он подготовил и издал в 2017 г. учебник по судовым энергетическим установкам, ориентированный на судоводителей, специалистов по освоению арктических территорий, электромехаников. Многие годы для этих специальностей использовались различные пособия, однако их было недостаточно. Профессор Б.И. Олейников внес весомый вклад в методическое обеспечение использования тренажеров и расширения их функциональности.

Надежностью судовых котлов успешно занимались профессор Н.И. Денисенко, участник Великой Отечественной войны доцент Б.С. Карандашов, проводя с курсантами полезные, содержательные занятия. Десятки публикаций, включая учебники и монографии по котельным установками различных типов, подготовлены профессором В.И. Ениным. Его книги и сегодня используются в учебных заведениях морского, речного и рыбопромыслового флотов.

С позиций сочетания науки, образования и воспитания особо следует отметить заслуги профессора М.К. Овсянникова. Его сотрудничество с Брянским заводом, Балтийским пароходством и научными институтами во многом определили долговечность и надежную работу главных двигателей ряда серийных судов. Эрудиция профессора Овсянникова, его умение удачно провести параллель технических задач с общим развитием слушателей, свободное владение и использование в процессе занятий английского языка достойны изучения и подражания.

Применением новых типов хладагентов в судовых установках успешно занимался доцент Н.В. Ладин, который написал востребованный сегодня во всех учебных заведениях водного транспорта учебник по холодильным установкам. Он оказывал практическую помощь судовладельцам при замене хладагентов в соответствии с требованиями ИМО.

Душой коллектива многие годы был профессор В.А. Петухов, который, несмотря на свою серьезную занятость фундаментальными научными исследованиями, находил время для систематической плодотворной работы с курсантами и студентами. Велика заслуга профессора Петухова и в работе Диссертационного Совета, секретарем которого он оставался более десяти лет.

Преподаватели кафедры активно внедряют в учебные программы и методическое обеспечение вопросы эксплуатации новых типов судов – танкеров и газовозов, включая применение новых видов топлива и внедрение установок двухтопливного варианта.

Результаты научной деятельности, кроме востребованности заказчиками (РМРС, ЦНИИМФ, судоходные компании), способствуют обновлению рабочих программ. Например, работа по заказу РМРС в области повышения безопасности эксплуатации термомасленых котлов газовозов типа «Юрмала» Латвийского пароходства получила дальнейшее развитие в учебных курсах по СВМ и СКУ, что исключительно важно для судов арктического плавания. С проблемами корректировки требований Правил Регистра в части противопожарных систем утилизационных котлов успешно справился доцент Р.У. Тугушев.

Вопросы топливоиспользования также в поле зрения наших сотрудников. Доцент Е.А. Бугаев совместно с профессором Н.И. Денисенко исследовали различные варианты сжигания топливных смесей и водотопливных эмульсий. Они разработали и испытали новый тип диспергатора. Следует особо отметить, что все эти годы учебный процесс обеспечивается коллективом кафедры на высоком уровне.

Важной составляющей деятельности кафедры является работа с младшими курсами. Профессор П.С. Емельянов многое вложил в постановку курса «Введение в специальность». Профессор Е.Г. Орлова и профессор М.К. Овсянников написали учебник по гидромеханике и термодинамике.

Коллектив кафедры в своей работе постоянно отслеживает направления развития судовой энергетики и учитывает это в рабочих программах, как для курсантов, так и по линии ДПО. Результат этой деятельности – подготовка и выпуск доцентами и профессорами кафедры новых учебных и методических пособий, учебников, видеопрезентаций. Большую помощь в оснащении лабораторий образцами и наглядными пособиями оказывают наши выпускники, судоремонтные предприятия Санкт-Петербурга и судоходные компании. Огромное значение для обеспечения кафедрой современного подхода к обучению имеет организация ознакомительных экскурсий на суда, стажировка сотрудников кафедры и плавпрактики курсантов на судах СКФ, организованных при поддержке сотрудников и руководителей компаний.

Коллектив кафедры благодарен руководству компании «Совкомфлот» за возможность прохождения стажировки преподавателей на современных судах. В последние годы три человека прошли стажировку на газовозах «Тобольск», «Гранд Анива», «Кристоф де Моржери». На танкерах типа «Василий Диньков» в рейсах Варандей-Мурманск стажировались 4 человека, что, безусловно, необходимо для обеспечения качественного процесса обучения.

Сотни курсантов и студентов, проходивших обучение на нашей кафедре, теперь плодотворно работают на российском и зарубежном флоте и с благодарностью вспоминают своих преподавателей.

Следует отметить участие преподавателей и в деле сотрудничества с предприятиями отрасли. Помимо выполнения хоздоговорных НИР преподаватели выступают и в качестве экспертов в своих научных направлениях. В частности, профессор Д.А. Шатровский по запросу компании «Согаз» анализировал аварийную ситуацию с котлами на крейсере «Адмирал Горшков», профессор Н.М. Подволоцкий разбирался в причинах повреждения аксиально-поршневых насосов на т/х «Капитан Готский». Профессор И.И. Костылев и доцент Р.У. Тугушев оказывали действенную помощь компании «БашВолготанкер» по оценке прочности элементов судовых котлов перед началом навигации. Кроме того, на кафедру часто поступают просьбы от родственных вузов по рецензированию учебных и научных материалов при подготовке их к публикации. Профессор И.И. Костылев является членом Независимого апелляционного комитета при Международной ассоциации классификационных обществ.

Кафедра теплотехники, СК и ВУ

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...