«К 180-летию «морзянки»
Уважаемые коллеги, друзья!
Термин "Азбука Морзе" знают не только профессиональные связисты, дотошные радиолюбители, но и, наверное, более или менее информированные обыватели, благодаря кино, прессе и радио. Но, к сожалению, далеко не все знают авторов и историю её изобретения.
Сэмюэль Морзе
В этом году исполняется 180 лет с того момента, как впервые появилась так называемая «морзянка». Идея передачи информации с помощью чередования коротких и длинных сигналов принадлежит Сэмюэлю Морзе (Samuel Finley Breese Morse).
Интересно, что сам Сэмюэль Морзе никак не был связан с электричеством и теоретическими работами в этой области, больше увлекался живописью, став довольно видным человеком в своём мире - мире искусства. И казалось бы, где тут телеграф и где тут радио? Здесь, как это иногда бывает, вмешался его величество случай. 1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли". Одним из его пассажиров был знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т. Джексон. В салоне первого класса он демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл. Надо отдать должное этому искусствоведу, – он был любопытным человеком. Не заинтересуйся он тогда этими фокусами, и кто его знает, когда бы была изобретена телеграфная азбука. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам.
В 1835 году Морзе стал профессором начертательных искусств. Но после того, как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству.
Впоследствии Морзе знакомится с другим американцем. Это был Альфред Вейль (Alfred Lewis Vail). После этого они в 1837 году уже совместно доработали систему кодирования, ставшую известной во всём мире как код Морзе, с помощью «точек» и «тире», и она стали приблизительно такой, какую мы знаем сегодня. Длительность «тире» приблизительно равняется длительности трёх «точек». Пауза между элементами одного знака – одна точка, между буквами – три точки, а между словами – семь точек.
Телеграфный код Морзе
К сожалению, разработанная система не находила поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он приобрёл конгрессмена в партнёры. И в 1843 году Морзе получает субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии, около 40 километров, электрический сигнал слишком сильно затухал, и прямая связь была невозможна. Положение спасает его компаньон Альфред Вейл, предложивший использовать реле как усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе оказывается вовлечённым в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. В результате отчаянной борьбы Верховный Суд в 1854 году все же признает его авторские права на телеграф.
Поскольку изначально азбука Морзе использовалась для английского языка, то те буквы, которые чаще всего встречаются в английском, было принято кодировать более простым сочетанием точек и тире. Это упрощало процесс изучения кодов и увеличивало скорость передачи текста. Первое смысловое сообщение, переданное по телеграфу с использованием кода Морзе, представляло собой цитату из Библии, в русском синодальном переводе — «Вот что творит Бог!».
Некоторые буквы русского алфавита кодируются также, как и похожие буквы английского: «о» - «о», «а» - «а», «и» - «i», «с» - «s» и т.д. Однако не для всех букв кириллицы можно было найти латинские аналоги. Например, русское «щ» - соответствует английскому «q», а русское «ж» - английской «v».
Кстати, тут есть одна особенность. Русская буква «ж» достаточно сложна в написании, а при приёме сообщений важно было быстро записывать принимаемый текст. В этой связи, радистов учили для экономии времени вместо русского «ж» писать английскую букву «v», аналогичную по звучанию кодом Морзе, но гораздо более простую в написании. Некоторые радисты так привыкли к этому, что и в повседневной жизни автоматически писали (а кто-то пишет до сих пор) «v» вместо «ж».
Методик изучения кода Морзе было много. Чаще всего в процессе обучения рекомендовалось использовать так называемые «напевы». К примеру, буква «б», состоящая из одного тире и трёх точек, ассоциировалась с напевом «баа-ки-те-кут» и так далее. Однако просто научиться принимать и предавать тексты на русском и английском языке с использованием кода Морзе было недостаточно. Основное время обучения по этой дисциплине уходило не столько на изучение, сколько на наращивание скорости приёма и передачи до скоростей, которые обычно использовались на флоте, – это примерно 100 знаков в минуту. Это требовало времени и упорства. Причём необходимо было уметь принимать «морзянку» не только в идеальных условиях, но и в условиях сильных помех. Опытные радисты могли не только быстро принимать и передавать радиограммы, но и по «почерку» узнавали друг друга в эфире.
В 60-е – 80-е годы годы прошлого столетия «морзянка» звучала на многих диапазонах средних и коротких волн. С её помощью суда, корабли, экспедиции осуществляли связь с «большой землёй». Иногда приходилось часами ожидать благоприятных условий прохождения радиоволн, когда удавалось наконец расслышать позывные сигналы берегового радиоцентра, передаваемые, естественно, морзянкой. В то время о ней слагали стихи и писали песни.
«Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом,
Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси.
Четвёртый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси».
(М. Фрадкин, М. Пляцковский)
«Ушли мы в далекий поход,
Полгода нам до стоянки.
Усталым радистам уснуть не дает
Прерывистый свист морзянки».
(А. Городницкий)
Сегодня звуки «морзянки» можно услышать в основном только в радиолюбительском диапазоне, да и то всё реже. Современные суда уже, конечно, не оснащаются телеграфными ключами, а связь на большие расстояния всё больше осуществляется с использованием различных спутниковых систем. Можно сказать, что с уходом из эфира «морзянки» уходит целая эпоха развития радиосвязи, а прощаться с эпохой всегда немного грустно.