ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Из опыта педагогической работы в Китайской Народной Республике — Новости и события

Из опыта педагогической работы в Китайской Народной Республике

18мая
937

Из опыта педагогической работы в Китайской Народной Республике

/
Из опыта педагогической работы в Китайской Народной Республике
Из опыта педагогической работы в Китайской Народной Республике

Уважаемые коллеги, друзья!

На нашем сайте мы публикуем материалы под рубрикой «Институту «Морская академия» - 145 лет». В юбилейный для структурного подразделения ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова год мы будем говорить о его истории и современности.

Приглашаем преподавателей, сотрудников, курсантов и аспирантов, выпускников и ветеранов Института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей жизни в стенах родного вуза, профессиональных достижениях и научных открытиях, обо всём, что считаете нужным рассказать.

Эти юбилейные страницы будут интересны всем, кому дорога история нашего флота, нашего учебного заведения и морского образования России.

Материалы просьба присылать по электронному адресу rudavinaaa@gumrf.ru

т. 322-10-31

Отдел маркетинга и связей с общественностью

Из воспоминаний к.т.н., доцента Владимира Павловича Шмелева,1954-55 г.

После победы Народной Революции в Китае остро встал вопрос о создании национальных кадров технической интеллигенции, в связи с чем в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Харбине и других крупных городах стали возникать и быстро развиваться государственные высшие технические учебные заведения.

До революции в Китае не было единой системы высшего образования. В редких случаях его получали за рубежом но, в общем, это были малочисленные инженерные кадры, которые не в полной мере удовлетворяли запросы промышленности и транспорта в смысле технического руководства.

Новая система высшего образования была основана на коренной его перестройке и, в первую очередь, за счет помощи Союза ССР. В КНР направлялись потоки специалистов всех областей знаний и особенно – энергетики. В их числе - специалисты машиностроительной промышленности и транспорта, включая преподавателей ВТУЗов. В 1954-55 г. в Шанхае в политехническом институте Дзяо Тун я работал с доцентом С.Г. Рогановым (МВТУ имени Баумана), доцентом Н.Л. Правдиным (Ленинградский кораблестроительный институт), профессором А.Н. Григорьевым (Московский автотракторный институт) и др.

Особой и довольно большой группой в Шанхае были представлены инспекторы Регистра СССР. Они имели свое Управление и службу связи.

От Судомеханического факультета ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова в институте Дзяо Тун работали Л.И. Кутьин (кафедра «ССУ») и я – В.П. Шмелев (кафедра «СДВС»). К тому времени мы оба защитили кандидатские диссертации.

Чтобы охарактеризовать обстановку, в которой мы работали, опишу некоторые ее стороны.

Бытовые условия и рабочий день студентов

Институт Дзяо Тун и ряд других, которые нам пришлось посетить, организованы по типу студенческих городков: учебные корпуса и жилые помещения студентов и преподавателей расположены в одном месте, на большой площади. По своей структуре общежития похожи на наши, только обслуживают их сами студенты. В помещениях много воздуха, зимой они не отапливаются, зато при желании можно всегда выпить горячего чаю, который хранится в бесчисленных термосах, так модных в этой стране.

Трудовой день учащихся начинается в 6 или 7 часов утра, подъем в общежитиях соответственно в 5 или 6 часов. Рабочий день разбит на две части, между которыми делается большой перерыв: 4 часа утренних занятий, 2 часа отдыха, затем 2 часа вечерних занятий. После учебы снова отдых в виде спортивных упражнений и массовых игр. Наконец, трехчасовые самостоятельные занятия вечером.

Во время дневного перерыва инструкция обязывает студентов и преподавателей обедать, спать и заниматься спортом: в основном это игры – настольный теннис, волейбол, баскетбол.

Утренняя физзарядка студентов представляет собой особенное зрелище: 300-500 человек быстро выстраиваются в четкий квадрат без какой-либо команды. Мощные громкоговорители после музыкального вступления выдают команду диктора, и вверх поднимается «лес» вытянутых рук; лица людей принимают серьезное и даже какое-то торжественное выражение. Затем четко исполняется весь комплекс десятиминутной зарядки.

После учебы в субботу и весь день воскресенья учащиеся только отдыхают, строго соблюдая партийный лозунг: «хорошее здоровье, хороший отдых, хорошая учеба». Этому лозунгу отвечает плановый, организованный спорт. Им занимается не только большинство студентов, но и многие любители из числа преподавателей. Создаются единые команды, которые регулярно тренируются и выступают на соревнованиях.

Учебный процесс

Реформа высшего образования вызвала необходимость создания учебных планов и программ соответственно требованиям к высшей школе того времени. В этом направлении проводилась огромная работа. По новым учебным планам пятилетний цикл обучения заканчивался дипломным проектом с вручением диплома инженера.

В интересах облегчения организации учебной работы планы по специальности одной отрасли унифицировались в смысле числа часов на общетехнические и специальные дисциплины с одинаковым требованием к распределению нагрузки по видам учебных занятий и по семестрам.

Стоит отметить, что в целях развития навыков самостоятельной работы, при составлении учебных планов разрешалось уменьшать число часов на неведущие общетехнические дисциплины, либо включать их, как разделы, в родственные курсы. В учебных программах требовались не только разумная глубина изложения материала, но и максимальная связь его с задачами практического приложения.

Параллельно с разработкой учебных планов и программ разрабатывались подробные планы издания учебных пособий различного назначения. Эта работа проводилась исключительно серьезно. Например, уполномоченный представитель издательства технической литературы лично посещал энергетические ВТУЗы страны и собирал предложения специалистов разных отраслей знаний по вопросу о том, какие книги нужно переиздать, какие выписать из-за границы и размножить, какие написать самим.

Несколько слов об особенностях лекционного изложения. Все лекторы, независимо от их ранга, не только пишут свои лекции, но и предъявляют их на кафедре для коллективного обсуждения и апробации. Всем членам кафедры становится ясно, какой конкретно материал будет изложен, на каком уровне, с какими иллюстрациями, какая литература рекомендуется для совершенствования знаний по изложенному вопросу. В итоге вырабатывается единообразие, порою компромиссное решение по объему, содержанию, глубине и методике изложения конкретного лекционного материала.

На кафедре регулярно обсуждаются лучшие студенческие работы: курсовые задания и проекты, доклады на студенческих конференциях, дипломные работы. Их выставляют для обозрения использования на кафедре. По ним изготовляются демонстрационные плакаты. Следует заметить, что различные демонстрационные плакаты (порою очень больших размеров) широко используются при изложении лекционного материала.

Оборудование энергетических лабораторий, к сожалению, устарело, поэтому ознакомление учащихся с новой техникой дополняется системой продолжительных плановых экскурсий на заводы, выставки и т.д. Экскурсии включаются в график учебных занятий как для студентов, так и для преподавателей.

Особое впечатление оставляет дисциплина, исключительная серьезность и внимание, с какими студенты относятся к учебному процессу. На переменах в коридорах тихо, курящих видеть не приходилось. Экзамены, как правило, происходят в двух отдельных комнатах – в одной студенты готовятся, в другой идет опрос. При необходимости можно выйти с экзамена в комнату для подготовки – что-то добавить, сосредоточиться или отдохнуть.

Подготовка педагогических кадров

В связи с быстрым расширением сети ВТУЗов потребность в педагогических кадрах в Китае сильно возросла. Их массовая подготовка шла в основном через аспирантуру, куда набирались молодые инженеры из разных отраслей промышленности и транспорта.

Много внимания уделялось организации учебного процесса аспирантов: каждый из них составлял свой индивидуальный план подготовки, в который включались дисциплины специальности, а также общетехнические дисциплины, мало изученные в том ВТУЗе, где учился аспирант.

По специальным разделам плана сдаются экзамены и выполняется практикум по всем видам учебной нагрузки. Среди дисциплин специальности выбирается курс, по которому к аспиранту, как к будущему преподавателю, предъявляются особые требования. Если, например, аспирант готовится по дизельной специальности, то он должен знать конструкции, процессы в цилиндре, системе газообмена–наддува, топливоподачи, динамику, расчеты прочности узлов дизеля. Однако какой-то определенный раздел, например динамику, он изучает особо тщательно и глубоко, подготавливая себя к лекциям и практическим занятиям по этой части курса дизелей.

Аспирант посещает лекции специалистов, сам читает пробные доклады и лекции. компонует свой курс, разрабатывает все без исключения лабораторные и практические руководства.

Но так как написание лекций является ответственным и трудоемким делом, то после выполнения индивидуального плана начинающему преподавателю дается полгода для отработки окончательного варианта конспекта лекций. При этом он освобождается от прочей нагрузки, так как ему требуется время для изучения специальной литературы и журналов, для посещения заводов, судов, КБ, где он наравне со студентами проходит курс практического обучения.

Мы посетили ряд институтов и познакомились с работой большого числа профилирующих кафедр. Последние, по своему составу, довольно многочисленны. Аспиранты представляют основную массу коллектива кафедр. Каждая кафедра размещается в большой комнате, где кроме библиотеки, архива, наглядных пособий и других материалов имеются столики для каждого члена кафедры. Отдельно сложены чертежные доски. Кафедра как бы сочетает в себе небольшое конструкторское бюро и читальный зал.

Все члены кафедры, включая ее заведующего, приходят точно к началу рабочего дня и работают до его конца, как обычные служащие. Нет только тех, у кого в данный момент идут учебные занятия.

Время от времени тишина в комнате нарушается: у кого-то появился вопрос или кто-то захотел поделиться интересными сообщениями из технический периодики. Возникают дискуссии, а иногда и споры по существу темы.

В кабинете кафедры пишутся лекции, готовятся аспирантские экзамены, даются консультации и т.д. Как правило, под рукой все книги, журналы и периодика, в том числе иностранная.

Некоторые члены кафедры изо дня в день выполняют задание по подбору материалов из современной специальной технической литературы. Они их сортируют по существу вопросов, собирают в отдельные сборники, которыми затем пользуются все – от профессора до аспиранта.

Основные сведения о содержании нашей работы в институте Дзяо Тун в Шанхае

Заключение.

Весь излагаемый далее материал касается кафедры «СДВС», где работал к.т.н., доцент В.П. Шмелев. Второй специалист – к.т.н. Л.И. Кутьин – работал с другим коллективом на кафедре Паросиловых установок по своему плану, разработанному совместно с руководством кафедры и заместителем ректора по учебной работе. Таким образом, мы лишь формально были вместе, но исполняли свои функции каждый по-своему. Получить же какие-либо материалы, в смысле отчета по работе Л.И. Кутьина в КНР, у его вдовы не представилось возможным.]

Переходя к моей работе по существу, отмечу два принципиальных момента:

Первый: вся моя учебная нагрузка касалась только аспирантов. Это была группа в 15-20 человек, которая готовилась стать преподавателями по специальности «ДВС». На некоторых разделах курса группа увеличивалась за счет студентов-дипломников, направленных завкафедрой ДВС (Ли Бо Жун).

Второй: как уже упоминалось (стр. 1), по специальности «ДВС» параллельно со мной работал доцент МВУ имени Баумана С.Г. Роганов, но с ним у меня практически не было никакого контакта. Он работал по своему плану, приходил на кафедру в другие дни и часы, имел отдельного технического переводчика, Ли Бо Жун беседовал с нами врозь.

Такая форма работы по одной специальности прояснилась позже: китайские товарищи по различным каналам связи были осведомлены о том, что кафедра ДВС МВТУ имени Баумана готовит инженеров-конструкторов и технологов, а кафедра «СДВС» ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова – преимущественно эксплуатационников. Им было известно, что дисциплина «Техническая эксплуатация судовых ДВС» только что определилась в своем научно-практическом содержании. Дело в том, что с начала 1946 г. кафедру «СДВС» возглавлял инженер-полковник, д.т.н., профессор Н.В. Петровский (это было еще Ленинградское высшее мореходное училище – ЛВМУ). Одновременно он же был начальником кафедры «СДВС» Военно-морского училища имени Дзержинского. Именно в этом училище остро стояли вопросы научного обоснования и экспериментального исследования режимов эксплуатации дизелей надводного и подводного флота. Такие вопросы в МВТУ имени Баумана никогда не поднимались и не освещались в трудах его научных работников.

В училищах Дзержинского и ЛВМУ к 1954 г. были научно обоснованы и экспериментально исследованы пять тем по эксплуатационным режимам СДВС с прямой передачей на винт. Это были диссертации аспирантов обоих училищ. Основные выводы указанных диссертаций уже с 1951 г. использовались в учебном процессе кафедры «СДВС» ЛВМУ (ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова). В сокращенном виде они затем были изложены в факультативных лекциях аспирантами кафедры «ДВС» института Дзяо Тун, а также использованы в отдельных разделах курса «Теория судовых ДВС» (литографическое издание его на русском и китайском языках сданы в музей ГМА имени адмирала С.О. Макарова).

Далее по существу моей работы на кафедре «ДВС» института Дзяо Тун. Она складывалась из следующих основных частей.

а. лекции и консультации по ним;

б. разработка тем практических занятий и курсовые работы;

в. разработка тематики лабораторных работ применительно к оборудованию дизельной лаборатории института Дзяо Тун, а также плана ее перспективного развития;

г. разработка методических указаний для курсового проектирования по специальности «Судовые двигатели внутреннего сгорания»;

д. дипломное проектирование. Его общее направление, объемы расчетной и графической части проекта. Использование материалов натурных испытаний и «Экспресс-информации», поступавших по моему заказу с кафедры «СДВС» ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова по почте;

е. факультативные лекции по важнейшим вопросам специальности (топливоподача и воздухоснабжение судового дизеля) на различных эксплуатационных режимах;

ж. консультации при разработке учебных планов (совместно с Л.И. Кутьиным).

Материал представлен профессором кафедры теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок Иваном Костылевым в авторской редакции Владимира Шмелева. Владимир Павлович ушел из жизни в 2018 г. в возрасте 100 лет и один месяц.

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...