ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035
Интервью Александра Петровича Горобцова07апреля 2822 Интервью Александра Петровича Горобцова Директор института "Морская академия" Александр Петрович Горобцов о роли морского образования в реализации национальных интересов России в Арктике В последние годы Арктика стала зоной столкновения интересов целого ряда мировых держав, что связано в первую очередь с богатой ресурсной базой региона. При этом по некоторым подсчетам более половины нефтегазовых месторождений располагается на территориях, которыми владеет Российская Федерация, или на которые она может претендовать в рамках Конвенции по морскому праву 1982 года. Отстаивание своих национальных интересов в регионе, развитие инфраструктуры, транспортной артерии – Северного морского пути – становится стратегической задачей нашего государства. В своем интервью директор института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова капитан дальнего плавания Александр Горобцов рассказал о роли морского образования в решении стратегических задач государства в Арктике, о сотрудничестве Университета и Морской академии с крупнейшими транспортными и нефтегазовыми компаниями, работающими в условиях Крайнего Севера, и о методах подготовки плавсостава, готового выполнять задачи в сложных климатических условиях. Беседовал Михаил Зенкин. – Александр Петрович, какие направления научно-образовательной деятельности института «Морская академия» связаны с решением стратегических для Российской Федерации задач по освоению Арктики – с освоением ресурсной базы региона и эксплуатацией Северного морского пути? – Есть определенные традиции, которые уходят еще в 30-е годы, когда был создан Гидрографический институт Главного управления Северного морского пути, готовивший кадры исключительно для Севера. С тех пор в составе нашего ВУЗа (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – примеч. ред.), его структурного подразделения – института «Морская академия» существует Арктический факультет, в названии которого заключена его целевая функция. Сейчас на этом факультете готовятся гидрографы, специалисты, соответствующие международным квалификационным стандартам, готовые вести гидрографические, геодезические работы, картографировать, – словом осуществлять деятельность, которая связана с освоением шельфовой зоны, развитием портов именно в этих районах. Мы готовим людей к работе на Севере, в ледовых условиях и при низких температурах. Существуют соответствующие разделы в специальных дисциплинах, накоплен большой опыт у преподавателей, многие из которых провели не годы, а даже десятки лет в суровых климатических условиях: участвовали в научных экспедициях, работали длительное время в области вечной мерзлоты. В настоящее время они передают свои знания, свой опыт молодежи. Кроме этого, в подготовке судоводителей, судомехаников, электромехаников определенное место занимает тот опыт, который имеется у нас по плаванию во льдах, опыт, который имеется у нас по работе в условиях низких температур. Это чрезвычайно актуально. Не случайно Международная морская организация приняла специальный документ, входящий составной частью в Международную конвенцию СОЛАС, Полярный кодекс. В этом кодексе описаны требования к судам, и требования к экипажам. Многие требования, которые установлены там к экипажам, основаны, в том числе и на российском опыте, который был накоплен за многие годы. Поэтому можно сказать, что подготовка для работы на Севере, подготовка для работы в высоких широтах является одной из конкретных образовательных задач, которые решает институт «Морская академия». – Работа в Арктике морского персонала связана не только с транспортировкой нефти, но и с несением службы непосредственно на месторождениях, на нефтяных платформах. Например, на «Приразломной» на постоянной основе присутствуют морские специалисты. Не могли бы Вы рассказать об этой стороне подготовки выпускников Морской академии? – Совершенно верно. Даже могу сказать, что та же буксировка «Приразломной» на место работы, и ее установка координировалась нашими выпускниками. И работы во многих компаниях, связанных с освоением шельфа, а это и «Лукойл», и «Газпром нефть шельф», и «Роснефть», и ряд других, связаны с тем, что необходимы специалисты по так называемым морским операциям. Эти операции включают и снабжение районов добычи нефти и газа, и постановку судов, которые могут использоваться как временные хранилища, и грузовую деятельность, связанную с перегрузкой добытой нефти и газа на морские суда с их последующей доставкой. Весь этот комплекс операций, а я назвал лишь некоторые из них, включает как обычных моряков, так и тех, кто находится постоянно в условиях Крайнего Севера и обеспечивает основные операции, связанные с добычей полезных ископаемых. Количество этих операций довольно велико. В основном люди пока готовятся к этой работе из обычных моряков, и они должны пройти дополнительную подготовку, связанную с использованием специального оборудования, получить некоторый опыт и потом уже вернуться к этой специфической работе. – Можно ли утверждать, что Морская академия достаточно успешно справляется с подготовкой таких специалистов? – В определенной степени, да! Мы находимся сейчас на пути к тому, чтобы готовить более широкий спектр таких специалистов. Я уже называл компании, с которыми университет заключил договоры по стратегическому партнерству. Это такие крупные мировые компании, как «Газпром» и «Роснефть», и они требуют серьезного отношения, ответственного во всех смыслах и, в свою очередь, хотят, чтобы мы готовили специалистов по более широкому спектру профессий, связанных с морем. То, что сейчас готовятся традиционные моряки, способные работать в этих условиях – это одна составляющая, а другая – обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку уже действующего персонала. В большей степени это, конечно, функция нашего Морского учебно-тренажерного центра. Кроме этого вполне естественно ставится задача подготовки молодежи, которая живет на Севере, которая готова учиться, а затем вернуться и работать в этих новых интересных проектах, работать на новых для них видах оборудованиях, заниматься новым видом деятельности. Наверное, это та сфера ответственности, которую должен на себя принять наш Университет и в частности институт «Морская академия». Хотелось бы в ближайшие годы начать подготовку специалистов, связанных с шельфовыми операциями. – Вы отметили, что подготовка специалистов для работы в условиях Крайнего Севера осуществляется не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах, не могли бы Вы в связи с этим раскрыть роль филиалов Морской академии в Мурманске и Архангельске? – У нас имеются два филиала: в Архангельске – «Арктический морской институт имени капитана В.И. Воронина» и в Мурманске, у которых разные задачи. В Архангельске морской институт основан на базе Архангельского мореходного училища с многолетней историей. Поморы, как известно, ходили в море всегда. Из поколения в поколение передавалось это искусство. Поэтому там всегда найдется потребитель наших высококлассных услуг, люди, которые готовы ходить в море, потому что это уже семейная традиция. И они – замечательный человеческий потенциал, который лучше многих других пригоден для того, чтобы работать в этих сложных и непростых условиях. Другой наш филиал – в Мурманске в большей степени ориентирован на профессиональную переподготовку действующего плавсостава. Там сложился очень хороший коллектив. Это фактически филиал нашего Морского учебно-тренажерного центра, который проводит разные виды подготовки и переподготовки людей, уже работающих на морском транспорте. Таким образом, у двух наших филиалов сегодня разные функции. В любом случае, каждый из них мы планируем развивать. Возможно, через некоторое время объем тех задач, которые они сегодня решают, изменится. – А как осуществляется подготовка плавсостава для ледокольного флота? Для судов, обслуживающих Северный морской путь? – Если говорить о подготовке кадров для ледоколов, могу сказать, что у нас существуют специализации: «Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок» и «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов с ядерными энергетическими установками», которые связаны с работой на атомных ледоколах, или других судах с атомными энергетическими установками. Специфика подготовки таких специалистов очень заметная, поэтому в свое время было принято решение о выделении специализации. Выпуск таких специалистов небольшой. К сожалению, в настоящее время морской транспорт, в частности ФГУП «Атомфлот», не способны принять к себе на работу всех выпускников. Тем не менее, наши выпускники востребованы на глобальном рынке труда. На данный момент, несмотря на режим санкций, отсутствуют какие-либо ограничения по перемещению рабочей силы, и это дает нашим выпускникам возможность устраиваться в международные транспортные компании. Сейчас на международном рынке труда существует объективная нехватка высококвалифицированного персонала, в первую очередь, командного состава. Получается, каждый квалифицированный специалист востребован. Вместе с тем хочу подчеркнуть, Россия никогда не уйдет из Арктики – это стратегически важный для нас регион. Ледоколы и атомные ледоколы всегда будут здесь работать, следовательно, всегда стране будут нужны грамотные специалисты, которые будут их эксплуатировать. Вообще говоря, главное достоинство нашего плавсостава – это профессионализм. Мы никогда не сможем опередить Китай или Индию по количеству моряков, наверное, и не надо ставить такой задачи, а вот качественно мы можем быть выше, и всегда стремимся к этому. Если будут сделаны соответствующие вложения в обновление инфраструктуры образовательного процесса и судоходные компании станут нашими партнерами в подготовке кадров, это непосредственным образом повлияет на качество выпускников. – По некоторым прогнозам роль Северного морского пути будет возрастать по мере добычи полезных ископаемых в Арктическом регионе и их транспортировке. Морская академия на протяжении нескольких лет выстраивает партнерские отношения с газонефтедобывающими компаниями, имеющими интересы в Арктике. Не могли бы Вы раскрыть некоторые аспекты этого сотрудничества: общие задачи, специфику и технологию подготовки плавсостава? – Действительно, мы в последние годы развиваем сотрудничество с крупными компаниями. Наверное, в первую очередь нужно назвать группу компаний «Газпром» и связанные с ней проекты, крупнейшего российского перевозчика энергоресурсов группу компаний «Совкомфлот», такие компании, как «Лукойл», «Роснефть», – имена значительные по любым меркам. Каждая компания по-своему подходит к сотрудничеству с университетом. Некоторые прошли уже начальный этап и находятся на зрелом уровне взаимоотношений с нами, с некоторыми мы находимся на начальном этапе выстраивания этих отношений. Но, в любом случае, каждая из этих компаний заявляет о том, что хочет получить от нас полностью российский экипаж, готовый работать на самых современных судах, использующих самые современные технологии перевозки и обработки груза. Дело в том, что многие современные суда сейчас не просто перевозят груз, а поддерживают этот груз в определенных условиях, что фактически является продолжением технологического процесса. Можно сказать, что процесс перевозки становится частью технологии переработки. Поэтому тем людям, которые идут работать на их суда требуются гораздо более глубокие знания специфики в конкретных областях физики, химии, термодинамики и т.д. В группах, которые формируются для взаимодействия с этими компаниями, нам приходится проводить дополнительные занятия, которые выходят за рамки обычной образовательной программы. Более глубоко изучаются конкретные системы, используемые на тех судах, которые работают в составе компаний-партнеров, курсанты изучают более подробно структуру служебных взаимоотношений, которыми характеризуются эти компании, структуру документооборота. Главное направление подготовки, я еще раз повторю, обеспечение возможности создания полностью российских экипажей. По некоторым судам мы еще находимся на начальной ступени решения задачи и до ее полного решения, еще достаточно далеко, тем не менее, мы совместно движемся в избранном направлении. Все последние проекты по обновлению материальной базы нашей Морской академии связаны с теми именами, о которых я говорил ранее. Мы, конечно, очень благодарны нашим партнерам. И нашей лучшей благодарностью является то, что мы готовим как курсантов, так и слушателей, приходящих к нам на переподготовку, на самом современном оборудовании, работая с которым они получают знания и навыки другого уровня. Это совместное движение к совершенству. – То есть, крупные нефтегазовые и транспортные компании вводят что-то наподобие целевых программ? – Я бы сказал, что пока мы находимся на промежуточном этапе. Мы пока не сформировали целевую группу с целевой программой. Хотя идеи по созданию таких групп уже есть. В частности, соглашение с нефтяной компанией «Роснефть» предусматривают адаптацию некоторых наших программ под потребности данной компании. Наверное, это логично, когда будет собрана некая группа людей, готовая посвятить определенную часть своей жизни работе в компании, готовая получить от нас, а также от других ВУЗов, которые являются партнерами этой компании, максимум, который мы сможем выдать, и тогда у нас получится продукт более высокого качества. Мы привлекаем и специалистов, которые работали или работают в иностранных компаниях, понимая, что есть какие-то специфические знания, области знания, в которых у них больше опыта и экспертизы, такое распространение международного опыта на нашу российскую действительность – это совершенно нормально. Все наши действия способствуют повышению качества образования. – Правомерно ли утверждать, что сегодня институт «Морская академия» в своей учебной, научной и прикладной деятельности решает задачи общегосударственного стратегического значения? – Да, конечно. Образовательная деятельность, по моему глубокому убеждению, является одной из стратегических задач любого государства. Известный факт: вкладывая в развитие образования, мы вкладываем в свое будущее. Будущее страны – это в первую очередь люди. Не случайно в последние годы все больше и больше говорят о так называемом человеческом капитале. Каждый человек, каждый гражданин нашей страны ценен. Чем лучше он подготовлен, тем лучше он сможет выполнять свои профессиональные задачи, тем лучше и с меньшими потерями, качественнее, экологичнее он сможет выполнять те задачи, которые выполнялись раньше несколько по-иному. Не случайно задачи повышения производительности труда, повышения эффективности регулярно ставятся Правительством Российской Федерации. Можно смело сказать, что в морском транспорте к этому всегда стремились и более того, те задачи, которые раньше решал экипаж в 40 человек, сейчас решает экипаж в 20-25 человек. И рост производительности труда – реальное следствие повышения профессионализма и изменения структуры труда в море, чему в немалой степени способствует высшее техническое морское образование. Будь первым Вниз↓➝Войти |
Оформление подписки |