ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Гидрографический институт Главсевморпути — Новости и события

Гидрографический институт Главсевморпути

06апреля
1275

Гидрографический институт Главсевморпути

/
Гидрографический институт Главсевморпути
Гидрографический институт Главсевморпути

Уважаемые коллеги, друзья!

На нашем сайте мы начинаем публикацию материалов под рубрикой «Институту «Морская академия» - 145 лет». В юбилейный для структурного подразделения ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова год мы будем говорить о его истории и современности.

Приглашаем преподавателей, сотрудников, курсантов и аспирантов, выпускников и ветеранов Института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей жизни в стенах родного вуза, профессиональных достижениях и научных открытиях, обо всём, что считаете нужным рассказать.

Эти юбилейные страницы будут интересны всем, кому дорога история нашего флота, нашего учебного заведения и морского образования России.

Материалы просьба присылать по электронному адресу rudavinaaa@gumrf.ru

т. 322-10-31

Отдел маркетинга и связей с общественностью

Валентин Валентинович Дремлюг (1918–2016), кандидат географических наук, доцент, выпускник Гидрографического института Главсевморпути (1942, с отличием), почетный полярник, ветеран полярной гидрографии, почетный работник морского флота, участник спасения конвоя PQ-17, участник многочисленных морских экспедиций.

Гидрографический институт Главсевморпути (Из книги В.В. Дремлюг «Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов». СПб.: Издательство «ГеоГраф», 2006. – 328 с., 24 с. ил.)

В первые годы эксплуатации Севморпути стало ясно, что необходимо готовить инженерные кадры, способные обстоятельно обследовать арктическую трассу, создавать морские карты, навигационные пособия, обеспечивающие безопасность плавания в сложных ледовых условиях. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 24 июля 1934 г. было открыто специальное высшее техническое заведение – Гидрографический институт Главсевморпути, призванный готовить инженеров-гидрографов для работы в условиях Арктики. На этом основании начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт издал приказ № 75 об открытии с 25 апреля 1935 г. Гидрографического института при гидрографическом управлении Главсевморпути в Ленинграде.

Первый прием составил 25 студентов на первый и второй курсы второго семестра. Это было связано с тем, что часть студентов перешли из Ленинградского государственного университета и Ленинградского института инженеров водного транспорта.

С 1935 г. по 1939 г. Гидрографический институт был вынужден арендовать два этажа здания на Фонтанке, 59.

Первым директором был назначен доктор физико-математических наук, профессор Петр Дмитриевич Белоновский.

Для подготовки инженеров-гидрографов были привлечены крупнейшие ученые в области гидрографии и навигации. Заведующими кафедрами стали: гидрографии – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Георгий Сергеевич Максимов; геодезии – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Артемий Павлович Ющенко; астрономии – профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, инженер-вице-адмирал Николай Николаевич Матусевич; кораблевождения – профессор, капитан дальнего плавания Николай Александрович Сакеллари.

П.Д. Белоновский

К преподаванию отдельных основных дисциплин были приглашены: академик О.Ю. Шмидт (геофизика), член-корреспондент АН СССР А.А. Иванов (астрономия и геодезия), профессора: инженер-контр-адмирал, доктор технических наук Б.П. Хлюстин (мореходная астрономия, девиация магнитного компаса), доктор географических наук, флагман III ранга А.П. Белобров (гидрография), А.М. Паскин (морское дело, метеорология), доктор географических наук Н.И. Евгенов (гидрография, океанография), доктор географических наук С.А. Советов (гидрология), доктор физико-математических наук Б.М. Яновский (геомагнетизм), кандидат технических наук, лауреат Государственной премии Б.И. Никифоров (геодезия).

С благодарностью вспоминали выпускники Гидрографического института время учебы, когда им посчастливилось учиться у замечательных педагогов и преподавателей, щедро передававших им свои знания по специальности и воспитавших их в лучших традициях морской культуры. Каждый преподаватель имел свою школу преподавания. Это были выдающиеся ученые.

Заведующий кафедрой гидрографии профессор Г.С. Максимов всегда без отклонений педантично излагал отдельные разделы гидрографии.

Профессор А.П. Белобров в процессе занятий, для небольшого отдыха студентов, позволял отвлекаться на шутки. Но на экзаменах был одновременно строг и доброжелателен.

Профессор А.П. Ющенко читал курс геодезии, поражая студентов своей эрудицией и неожиданными рекомендациями по более углубленному изучению курса лекций. Бывали случаи, когда он рекомендовал прочитать литературу на английском и французском языках. «А кто их не знает, - говорил он, – рекомендую немецкий учебник, он проще». Сам Ющенко этими языками владел свободно.

Среди молодых преподавателей уважением пользовался доцент Б.И. Никифоров. Он вел занятия по геодезии без лишних комментариев, кратко и понятно. Впоследствии он стал доктором технических наук, лауреатом Государственной премии и заведовал кафедрой геодезии.

Особо хочется отметить административную и воспитательную работу директора Гидрографического института П.Д. Белоновского. По отношению к студентам он сочетал два качества. Во-первых, был строг и требователен к учебе. Во-вторых, был обязательным человеком. Каждого студента он старался называть по имени и отчеству. Он обращал внимание на поведение студентов не только по отношению к преподавательскому составу, но и ко всему обслуживающему персоналу. Позорным считалось не поздороваться или не уступить дорогу любому работнику института.

С первых курсов студентов приучали к хорошим морским традициям. Уже на первом курсе на столы, покрытые белоснежной скатертью, еду в студенческой столовой подавали в фарфоровой посуде, рядом лежали в порядке сервировки ножи, вилки, ложки. Во время приема пищи дежурные преподаватели деликатно подсказывали студентам, как сидеть за столом, держать вилку, ложку, пользоваться ножом. И по нынешним временам совсем необычная вещь. В субботу и воскресенье на столе появлялись бутылки с легким вином из расчета одна бутылка на четырех студентов.

В учебно-воспитательной работе П.Д. Белоновский принимал неординарные решения. Так, отправляя студентов на практику на север с Московского вокзала, он лично вручал проездные документы уезжающим студентам: отличникам – в купейные вагоны, остальным – в общие плацкартные…

В 1939 г. в Гидрографическом институте произошли три заметных события.

Во-первых, был открыт гидрометеорологический факультет (декан - профессор В.Н. Кедроливанский). Во-вторых, при Гидрографическом институте было учреждено средне-техническое профильное учебное заведение - Гидрографический техникум… В третьих, по инициативе И.Д. Папанина, впервые в истории морских учебных заведений был разрешен прием девушек. Им было выдано форменное обмундирование. С этого времени их стали величать «гидрографинями».

Студенты Гидрографического института и техникума, в отличие от других морских учебных заведений, которые носили однобортные шинели и бескозырки, были одеты в кителя и двубортные шинели. Мужчины носили офицерскую фуражку, девушки – береты с кокардой, на которой красовался вымпел Главсевморпути.

По ходатайству начальника Главсевморпути О.Ю. Шмидта и его первого заместителя И.Д. Папанина Советское правительство приняло решение о постройке в Ленинграде специального здания для Гидрографического института. Оно было построено в конце 1939 г. на Заневском проспекте, дом 5. Это было внешне очень скромное по архитектуре здание, но внутри оно было очень нарядным, а главное, удобным для занятий. Мраморный вестибюль соседствовал с белоколонным актовым залом, широкие лестницы вели в коридоры, по сторонам которых на втором этаже размещались рекреации, уютные комнаты для отдыха с мягкой мебелью. Полы были застланы коврами. С двух сторон в конце коридоров размещались большие лекционные аудитории в виде амфитеатров. На этом же этаже находились и все административные помещения: дирекция, хозчасть и т.п. А вот на третьем и четвертом этажах находились классы для групповых занятий и многочисленные великолепно оборудованные лаборатории: навигации, морского дела, геодезии, геофизики, гидрохимии, метеорологии и другие…

Всего с 1935 г. по 1942 г. Гидрографический институт окончили 126 инженеров-гидрографов… 14 выпускников Гидрографического института защитили диссертации, из них: И.А. Богданов, В.В. Дремлюг, В.Е. Ольховский, К.Б. Мартынов, В.Ф. Дьяконов, В.П. Кожухов долгие годы преподавали в ВАМУ - ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова. Причем В.П. Кожухов, В.Ф. Дьяконов, В.Е. Ольховский и В.Х. Буйницкий в последующие годы стали профессорами и докторами наук. Кандидаты наук И.П. Григоров, Я.П. Кобленц, Ю.В. Югаткин, Н.Д. Дмитриев, В.Н. Мальцев, В.А. Брюханов многие годы работали в полярной гидрографии и научных учреждениях, связанных с изучением Мирового океана.

Здание на Заневском проспекте, д. 5, где размещался Гидрографический институт Главсевморпути. Фото 80-х годов

Центр патриотического воспитания

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...