ул. Двинская 5/7,
г. Санкт-Петербург, 198035

+7 812 748-97-74
en 
  • Об институте
  • Новости
  • Образовательная среда
  • Кают-компания
  • Блог директора
  • Парусник "МИР"
  • Международная деятельность
Главная > Новости и события > Трехстороннее совещание — Новости и события

Трехстороннее совещание

16декабря
178

О разработке Свода практических правил (Кодекса) по безопасности, охране и гигиене труда

/
Трехстороннее совещание
Трехстороннее совещание

Участники  рабочей группы и сотрудники Международной организации труда

С 21 по 30 ноября 2016 г. в Международной организации труда проводилось трехстороннее совещание экспертов по безопасности и гигиене труда с целью завершения разработки переработанного Свода практических правил (Кодекса) по безопасности, охране и гигиене труда. В мероприятии принял участие директор института «Морская академия», эксперт МОТ Александр Петрович Горобцов.

Свод практических правил (Кодекс) по безопасности, охране и гигиене труда подготовлен с целью обновления существующего Кодекса и Кодекса «Безопасность и охрана труда и здоровья в порту» в связи с существенными изменениями в технологии портовых работ, появлением новых статистических данных в области охраны труда и производственной санитарии, а также развитии нормативной базы МОТ.

Документ объемом свыше 300 страниц, насыщенных техническими терминами и отсылками к ранее подготовленным международным нормам и рекомендациям, впечатляет своим охватом. От планирования развития морских и речных портов до контроля производственной гигиены на рабочих местах, от создания трехсторонних комитетов по безопасности в портах до технических требований к перегрузочному оборудованию – все это и многое другое можно будет найти в обновленном Кодексе.

По многим направлениям портовой деятельности уже применяются стандарты, разработанные объединениями работодателей, они учитывают значительные сдвиги, произошедшие в грузовых операциях в порту за последние годы. Наряду с классической техникой, привычной за последние 30-50 лет, появились автоматизированные грузовые терминалы, на которых присутствие человека ограничено операторскими рабочими местами. С другой стороны, автоматизация грузовых операций не способна полностью уберечь человека от потенциальных опасностей, исходящих от портовых технических устройств и систем, а иногда и от современного порта в целом. Вопросы экологической безопасности, сохранения здоровья работников порта также находились в поле зрения экспертов при обсуждении рекомендаций.

В совещании приняли участие представители 38 государств, включая делегацию Российской Федерации, представители работодателей и портовых рабочих, наблюдатели от UNCTAD, Европейской федерации операторов портов, Международной федерации транспортных рабочих. Руководителем делегации Российской Федерации был назначен доктор технических наук Константин Николаевич Тотрадзе, специалист в области охраны труда с многолетним опытом. В состав российской делегации от Росморречфлота вошел директор института «Морская академия», эксперт МОТ Александр Петрович Горобцов.

Участники российской делегации в перерыве заседания

Работа экспертной группы всегда строится на принципе паритета различных географических регионов.

В результате работы участниками был подготовлен проект пересмотренного Кодекса практических правил по безопасности, охране труда и здоровья в портах. Следует отметить, что целый ряд поправок был внесен в текст Кодекса на основе российских предложений.

Кодекс состоит из 13 глав и 10 приложений и содержит рекомендации по порядку обеспечения техники безопасности, производственной санитарии и гигиене труда портовых рабочих. К портовым рабочим Кодекс относит не только докеров, занятых непосредственными грузовыми операциями по погрузке или выгрузке судов, но и всех иных работников, занятых в порту. Правовую основу Кодекса составляет Конвенция Международной организации труда №152 по охране труда и производственной гигиене (портовые работы) и связанная с ней Рекомендация № 160.

Тематика вопросов Кодекса оказалась достаточно широкая и включила следующие главы:

  1. Введение с указанием цели Кодекса и значимости регулируемых вопросов, принципов обеспечения применения в национальном законодательстве.
  2. Основные принципы и определения, уровни ответственности, оценка риска и принципы предотвращения инцидентов, принципы создания системы управления техникой безопасности, производственной санитарией и гигиеной труда портовых рабочих, система сообщений и отчетов о результатах, расследование несчастных случаев, подбор кадров и обучение.
  3. Также рассмотрены общие принципы портового планирования и проектирования, включая организацию движения в порту, выделение участков обработки грузов, места доступа на судно, на терминалы и в здания порта, общее оборудование терминалов с учетом особенности обработки специализированных грузов. Также учтены железнодорожные пути и взаимодействие с железнодорожниками, работы на рейдах.
  4. Устройства и средства индивидуальной защиты.
  5. Подъемно-транспортное оборудование, устройства и снаряжение, а также основы безопасного использования данного оборудования.
  6. Охрана труда при проведении различных видов портовых операций, учитывая специализацию отдельных терминалов и участков порта.
  7. Особое внимание уделено операциям на рейдах, где подчеркнуто взаимодействие с экипажами судов.
  8. Охрана труда и здоровья при обработке опасных грузов.
  9. Оборудование портов для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников портов.
  10. Действия в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Обеспечение защиты окружающей среды.
  11. Роль и сфера ответственности комитета по безопасности, порядок формирования комитета по безопасности.

В приложения к Кодексу приведены расчетные и информационные материалы по проведению проверок, тестов, а также другие материалы справочного характера.

Особое внимание  участников было уделено соответствию средств индивидуальной защиты портовых рабочих. По инициативе делегации России были включены особые требования к учету температурного режима при портовых работах, что опиралось на опыт российских портов. В положения о планировании портов добавились требования по учету международных требований Кодекса ОСПС ИМО и национальных требований по транспортной безопасности, учет требований ИМО в отношении организации взвешивания контейнеров и целый ряд других требований.

Титульный лист Кодекса

Рекомендации, включенные в Кодекс, заслуживают самого пристального внимания на национальном уровне в связи с тем, что они отражают современный уровень портового оборудования, системы взаимоотношений внутри порта как крупного хозяйственного организма, основаны на актуальных международных данных по охране труда.

Итоговый документ будет представлен для одобрения в Административный Совет МОТ весной 2017 года. После одобрения будут подготовлены переводы на все официальные языки Организации Объединенных Наций, включая русский. Этот документ станет хорошим подспорьем для внесения изменений и дополнений в российские стандарты и нормы в отношении охраны труда и производственной санитарии в порту. Для этого имеются все необходимые предпосылки: объективные изменения технологии обработки грузов в порту, создание специализированных портовых грузовых терминалов, статистика несчастных случаев при работах в порту, желание работодателей выйти на более высокие стандарты качества работы в порту и стремление профсоюзов повысить безопасность труда на каждом рабочем месте.

После прохождения процедуры одобрения Кодекса его можно будет скачать на нашем сайте. Все новости в этой области будут на регулярной основе размещаться на сайте института «Морская академия», который уже много лет сотрудничает с Отраслевым центром по охране труда на морском транспорте, действующем на базе ЗАО «ЦНИИМФ».

Будь первым
ВнизВойти

Оформление подписки



Авторизация

Войти через...